г. Чита |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф02-2164/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
дело N А19-5453/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5453/2020 по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 3812153253; 664025, Иркутская область, город Иркутск, бульвар Гагарина, дом 74, этаж 4) к Министерству экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140; 664027, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина 1А) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 24.12.2019 N 02-62-6242/19,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует индивидуальный предприниматель Ясенский Геннадий Григорьевич (ОГРНИП 318385000011750, ИНН 381600931732),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству экономического развития Иркутской области (далее также - Министерство экономического развития или Министерство) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 24.12.2019 N 02-62-6242/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ясенский Геннадий Григорьевич (далее - ИП Ясенский Г.Г.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Министерство экономического развития Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Ясенского Г.Г. в соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства экономического развития Иркутской области об отказе в допуске к участию в конкурсе ИП Ясенского Г.Г., оформленное письмом от 24.12.2019 N 02-62-6242/19, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ИП Ясенского Г.Г. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что ему необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, тем самым Министерство было лишено возможности предоставления дополнительных доказательств в обоснование своей правовой позиции.
К апелляционной жалобе Министерство приложило ходатайство о приобщении к делу доказательств, а именно копии распоряжения от 19.10.2020 N 437-мр-к "Об отпуске Давидюк С.И." и справок от 23.09.2020, 16.10.2020 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Протокольным определением Министерству отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении указанных доказательств в материалы дела.
В отзыве Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ИП Ясенский Г.Г. выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.11.2019 Министерством экономического развития Иркутской области на официальном сайте Министерства http://irkobl.ru/sites/economy/small business/current competitions/838379 размещено извещение о проведении дополнительного конкурса на предоставление субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на возобновление их деятельности.
Согласно извещению о проведении дополнительного конкурса на предоставление субсидий прием документов осуществлялся в период с 25.11.2019 года по 29.11.2019 года до 18:00 часов по местному времени.
ИП Ясенский Г.Г. 29.11.2019 года в Министерство подал заявку на участие в конкурсе на предоставление субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на возобновление их деятельности.
Министерством было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе ИП Ясенского Г.Г, оформленное письмом 24.12.2019 N 02-62-6242/19. Основанием отказа послужило наличие у ИП Ясенского Г.Г. задолженности перед бюджетом по состоянию на дату подачи документов (29.11.2019) по информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в связи с чем ИП Ясенскому Г.Г. отказано в допуске к участию в конкурсе.
Не согласившись с решением Министерства экономического развития Иркутской области, принятым по результатам рассмотрения заявки на участие в конкурсе, ИП Ясенский Г.Г. 06.02.2020 обратился к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области на действия Министерства, выразившиеся в отклонении его заявки.
На основании пункта 4 части 6 статьи 10 Закона Иркутской области от 16.12.2013 N 138-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области" по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, полагая, что вышеуказанное решение Министерства не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы ИП Ясенского Г.Г. в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции рассматриваемого периода субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 октября 2019 года N 811- пп установлено, что в Иркутской области осуществляется государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности и утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности (далее - Положение).
Указанное Положение устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности (далее соответственно - субсидии, чрезвычайная ситуация), категории лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатков субсидий).
Субсидии предоставляются при соответствии предпринимателя условиям, установленным Положением, в том числе у предпринимателя должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов, указанных в пунктах 12, 13 Положения.
Для участия в конкурсе предприниматели в срок, установленный в извещении, вправе представить в министерство лично либо через организации почтовой связи, либо через многофункциональный центр, в том числе документы, подтверждающие отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов, в случае, если указанные документы не представлены предпринимателями по собственной инициативе, министерство запрашивает их (сведения, содержащиеся в них) в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) представление документов с нарушением срока, установленного в извещении;
2) несоответствие предпринимателя категории и условиям, установленным пунктами 6, 7 Положения;
3) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в подпунктах 1 - 14, 16 - 18 пункта 12 Положения;
4) недостоверность представленной предпринимателем информации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Ясенский Г.Г. 29.11.2019 в Министерство подал заявку на участие в конкурсе на предоставление субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на возобновление их деятельности с приложением документов.
На дату подачи заявки ИП Ясенский Г.Г. представил справку N 2975594 Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по состоянию на 29.11.2019.
Согласно пункту 13 Положения для участия в конкурсе субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в срок, установленный в извещении, вправе представить в министерство лично либо через организации почтовой связи, либо через многофункциональный центр следующие документы:
1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
2) документы, подтверждающие отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов;
3) копии документов, подтверждающих право собственности СМСП на помещение, земельный участок, либо копии документов, подтверждающих право пользования помещением, земельным участком, в котором (на котором) осуществляется (планируется к осуществлению) деятельность СМСП (в случае, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).
В случае, если документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, не представлены СМСП по собственной инициативе, министерство запрашивает их (сведения, содержащиеся в них) в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством (пункт 14 Положения).
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах Министерством в рамках межведомственного взаимодействия 06.12.2019 были получены сведения о наличии задолженности у ИП Ясенского Г.Г. по уплате налогов и сборов на дату подачи заявления 29.11.2019.
Министерство, учитывая полученные 06.12.2019 сведения в рамках межведомственного взаимодействия о наличии задолженности у ИП Ясенского Г.Г. по уплате налогов и сборов на дату подачи заявления 29.11.2019, соответствии с пунктом 17, подпунктом 2 пункта 18 Положения приняло решение об отказе в допуске к участию в конкурсе, оформленное письмом 24.12.2019 N 02-62-6242/19. Основанием отказа послужило наличие у ИП Ясенского Г.Г. задолженности перед бюджетом по состоянию на дату подачи документов (29.11.2019) по информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
По запросу суда Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области письмом от 12.11.2020 N 16-14/16840 представлена информация, подтверждающая отсутствие у ИП Ясенского Г.Г. задолженности по налогам, пеням, штрафам по состоянию на 29.11.2019.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, довод Министерства, что при принятии решения оно руководствовалось информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, при имеющихся сведениях Межрайонной ИФНС N 6 по Иркутской области об отсутствии у ИП Ясенского Г.Г. на 29.11.2019 задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отказывая заявителю в допуске к участию в конкурсе, Министерство не указывает на недостаточность представленных документов и сведений в срок или их несоответствие требованиям правовых актов.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что ИП Ясенским Г.Г. предоставлены все необходимые документы для получения субсидии, в том числе справки о прекращении деятельности в связи с чрезвычайной ситуацией и об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом совокупности названных обстоятельств дела, у Министерства не имелось правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства экономического развития Иркутской области об отказе в допуске к участию в конкурсе ИП Ясенского Г.Г., оформленное письмом от 24.12.2019 N 02-62-6242/19, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ИП Ясенского Г.Г. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ему необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, судом апелляционной инстанции не принимаются на основании следующего.
11 ноября 2020 года от Министерства экономического развития поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивированное невозможностью учувствовать в судебном заседании, поскольку дата рассмотрения заявления совпала с датой нахождения представителя в очередном отпуске (т. 1, л.д. 136).
В соответствии со статьей 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных этим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства (часть 1). В случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными (часть 3). Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4). Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств (часть 5).
Из приведенных норм процессуального права следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью арбитражного суда. При этом удовлетворение такого ходатайства возможно только при наличии уважительных причин.
Частью 2 статьи 41 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Участие сторон в судебных заседаниях по рассмотрению дела, в том числе посредством своих представителей, является правом сторон. Вместе с тем, данное право подлежит реализации с учетом прав иных лиц, участвующих в деле, в том числе, права на своевременное рассмотрение судом арбитражных споров.
Кроме того, в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" содержится универсальная правовая позиция, в соответствии с которой не могут, рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении заявленного ходатайства Министерства судом первой инстанции отказано обосновано.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5453/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5453/2020
Истец: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области
Ответчик: Министерство экономического развития Иркутской области
Третье лицо: Ясенский Геннадий Григорьевич