город Иркутск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А19-2346/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Барской А.Л., Качукова С.Б.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Алекперова Элнура Рза Оглы - Ласкиной А.А. (доверенность от 13.01.2020, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алекперова Элнура Рза Оглы на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 октября 2020 года по делу N А19-2346/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алекперов Элнур Рза Оглы (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - управление), федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (далее - учреждение), кадастровому инженеру Блинову Даниилу Дмитриевичу о признании недействительным межевого плана, подготовленного в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238, об исправлении реестровой ошибки, воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости, установив площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 в размере 4587 кв.м и местоположение его границ в координатах поворотных точек, указанных в иске.
Определением от 26.08.2020 произведена замена ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, администрация города Иркутска (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Судами не дана надлежащая оценка доводам о том, что представленные ответчиками документы не подтверждают возникшего у них права на часть земельного участка, которая фактически используется истцом как проезд общего пользования и как часть территории многоквартирного дома. Выводы судов о ненадлежащем способе защиты нарушенного права являются ошибочными, сделанными без проведения судебной землеустроительной экспертизы, назначение которой являлось обязательной.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просит оставить их без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2021 года на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено до 11 часов 00 минут 19 мая 2021 года.
Присутствующий в судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления от 12.10.2011 N 031-06-2170/11 и договора купли-продажи от 24.10.2011 администрация передала в собственность предпринимателя земельный участок площадью 428 кв.м с кадастровым номером 38:36:000021:21293, расположенный в г. Иркутске по ул. Трилиссера, 55, для эксплуатации магазина в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Право собственности истца зарегистрировано 22.11.2011.
Письмом от 04.06.2019 предприниматель обратился в управление архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с просьбой внести изменения в проект межевания территории в отношении земельного участка Б12, путем перераспределения земельного участка согласно прилагаемой схеме, с для дальнейшего использования части земельного участка Б12 площадью 208 кв.м. для благоустройства прилегающей к магазину территории, указав, что часть земельного участка Б12 площадью 208 кв.м. расположена смежно с принадлежащем предпринимателю участком.
07.06.2019 комитетом принято решение о подготовке проекта внесения изменений в проект межевания территории планировочного элемента О-02-02, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:21293. В соответствии с данным проектом определено местоположение границ образуемого земельного участка с условным номером "Б12/1" путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:21293 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, вид разрешенного использования "Магазины", площадью 636 кв.м.
05.07.2019 по результатам проведенной проверки соблюдения земельного законодательства представителями Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области установлен факт незаконного использования истцом земельного участка площадью 269,66 кв.м, расположенного смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000021:21293.
Письмом от 22.10.2019 администрация согласовала истцу заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:21293, площадью 428 кв.м, находящегося в собственности Алекперова Э.Р.о. и земельного участка, находящегося в государственной собственности, с образованием земельного участка с условным номером Б12/1 площадью 636 кв.м, с видом разрешенного использования "магазины", на основании проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21.08.2017.
28.10.2019 истец обратился в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем перераспределения земельных участков. Проведение учетных действий было приостановлено в связи с тем, что образуемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238.
15.11.2019 управление отказало истцу в государственном кадастровом учете земельного участка.
26.06.2019 кадастровым инженером внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238.
Ссылаясь на то, что границы принадлежащего ответчикам земельного участка определены кадастровым инженером с нарушением установленного законом порядка и не соответствуют фактическим границам данного участка на местности, в связи с чем допущенная ошибка препятствует предпринимателю поставить на государственный учет образуемый земельный участок в границах, установленных документами территориального планирования, последний обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем избран ненадлежащий способ защиты. Суд пришел к выводу о наличии спора о праве на земельный участок, которое не подлежит оспариванию путем заявления требований об исправлении реестровой ошибки.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом избираемый истцом способ защиты нарушенного права должен обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка.
Согласно части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулирован в статье 61 Закона N 218-ФЗ.
Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:238, площадью 5047 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
На основании межевого плана от 31.07.2019 в единый государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000021:238 в связи с уточнением описания местоположения его границ и площади.
Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права и направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по данному иску является смежный землепользователь.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что при наличии у предпринимателя оснований полагать, что межевание и кадастровый учет спорного земельного участка в связи с уточнением сведений о границах произведен с нарушением его прав, то защита должна осуществляться путем предъявления иска об установлении границ земельного участка.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, заявляя требования об исправлении реестровой ошибки путем исключения из границ спорного земельного участка площади пересечения, предприниматель фактически оспаривает право собственности ответчиков на земельный участок в существующих границах и площади.
С учетом изложенного, суды правомерно признали требования предпринимателя не подлежащими удовлетворению.
Отклоняя ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно установили, что в рассматриваемом случае оснований для назначения землеустроительной экспертизы не имеется, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, основаны на ином толковании заявителем норм права, что не может являться основанием для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 октября 2020 года по делу N А19-2346/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права и направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по данному иску является смежный землепользователь."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф02-1911/21 по делу N А19-2346/2020