город Иркутск |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А33-29898/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 декабря 2020 года по делу N А33-29898/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Железнодорожного района г. Красноярска (далее также - административный орган, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ИНН 2460223610, ОГРН 1102468028332, далее - ООО "Чистый город", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами в части выводов о необходимости переоформления лицензии от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит мотивировочную часть решения и постановления изменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что лицензия общества на осуществление медицинской деятельности (с указанием конкретного перечня услуг) в силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), выданная сроком до 01.10.2015, переоформлению не подлежит и является бессрочной. Классификация приведенных в лицензии видов медицинской деятельности в связи с введением нового правового регулирования не изменилась.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом округа по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные уведомления - л.д.4-5, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем, рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения ООО "Чистый город" законодательства о здравоохранении, лицензировании, пожарной безопасности, в ходе которой установлено следующее.
Общество имеет лицензию от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886, выданную Министерством здравоохранения Красноярского края (т.1 л.д.47-49).
Лицензия выдана на право осуществления медицинской деятельности по следующим видам работ и услуг:
1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу;
2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи: по терапии;
3) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии-наркологии, психотерапии.
Лицензия предоставлена на срок до 01.10.2015 для ведения деятельности по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 115а.
Прокуратура посчитала, что лицензия ООО "Чистый город" от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886 содержит номенклатуру работ и услуг, которая не соответствует Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, а также Требованиям к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н (далее - соответственно - Перечень N 291 и Требования N 121н).
Согласно информации Министерства здравоохранения Красноярского края от 22.09.2020 ООО "Чистый город" с заявлением о переоформлении лицензии либо предоставлении новой лицензии не обращалось.
Учитывая изложенное, прокуратура пришла к выводу, что в нарушение части 15 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) общество после истечении срока действия лицензии продолжило осуществлять медицинскую деятельность.
По результатам проверки составлен акт от 22.09.2020 и постановлением от 05.10.2020 в отношении ООО "Чистый город" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суды при рассмотрении дела согласились с выводом прокуратуры о наличии в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, однако установили отсутствие вины ООО "Чистый город" в связи с размещением федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, на официальном информационном ресурсе информации о бессрочном характере действия лицензии от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886.
Отсутствие вины в совершении правонарушения послужило основанием принятия судебного решения об отказе в привлечении к административной ответственности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа полагает следующее.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Частью 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ установлено, что предоставленные до дня вступления в силу указанного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 указанного закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Согласно введенной в действие Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ части 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.07.2018) лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Однако часть 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ вступила в силу 15.11.2014, следовательно, не может распространять свое действие на уже действующие бессрочные лицензии.
Ни положения Закона N 99-ФЗ, ни нормы Закона N 307-ФЗ не содержат положений, указывающих на их применение к правоотношениям, возникшим до их принятия. Необходимость применения к части 6.1 статьи 22 Закона N 99-ФЗ общих правил действия закона во времени подчеркнута в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1104-О.
В целях реализации переходных положений части 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ частью 15 статьи 100 Закона N 323-ФЗ также было установлено, что лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.
Из установленных судами обстоятельств следует, что лицензия от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886 на право осуществления медицинской деятельности выдана обществу до введения в действие Закона N 99-ФЗ, срок ее действия истекал после вступления в силу указанного закона.
Наименование лицензируемого обществом вида деятельности в связи с принятием Закона N 99-ФЗ не изменилось. В рассматриваемой лицензии содержится перечень работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов медицинской деятельности.
Работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, указанные в лицензии от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886, соответствует как Перечню N 291, утвержденному в целях реализации Закона N 99-ФЗ, так и ранее действовавшему Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
Так, пунктами 2, 3 Требований N 121н предусмотрено осуществление в амбулаторных условиях работ (услуг):
1) по сестринскому делу при осуществлении доврачебной медицинской помощи;
2) по терапии при осуществлении первичной медико-санитарной помощи,
3) психиатрии-наркологии, психотерапии при осуществлении специализированной медицинской помощи.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что лицензия ООО "Чистый город" содержит номенклатуру работ и услуг, которая не соответствует Перечню N 291 и Требованиям N 121н, противоречит установленным судами фактическим обстоятельствам.
Следовательно, является ошибочной основанная исключительно на данном выводе позиция судов о необходимости до истечения срока действия лицензии от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886 обращения общества в уполномоченный орган для ее переоформления в целях продолжения выполнения работ (услуг), указанных в данной лицензии.
Вместе с тем, ошибочный вывод судов не привел к принятию неправильных судебных актов и применительно к пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" не имеется необходимости указания на изменение мотивировочной части обжалуемых судебных актов в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции.
Суды на основании материалов дела правильно установили, что лицензия на осуществление медицинской деятельности от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886 включена в единый реестр лицензий как бессрочная.
Наличие размещенной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, на официальном информационном ресурсе информация о бессрочном характере действия лицензии в настоящем деле с учетом всех установленных судами обстоятельств, оцененных судами в совокупности и взаимной связи, в настоящем случае свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Таким образом, в удовлетворении требований правомерно отказано.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 декабря 2020 года по делу N А33-29898/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, указанные в лицензии от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886, соответствует как Перечню N 291, утвержденному в целях реализации Закона N 99-ФЗ, так и ранее действовавшему Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
Так, пунктами 2, 3 Требований N 121н предусмотрено осуществление в амбулаторных условиях работ (услуг):
1) по сестринскому делу при осуществлении доврачебной медицинской помощи;
2) по терапии при осуществлении первичной медико-санитарной помощи,
3) психиатрии-наркологии, психотерапии при осуществлении специализированной медицинской помощи.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что лицензия ООО "Чистый город" содержит номенклатуру работ и услуг, которая не соответствует Перечню N 291 и Требованиям N 121н, противоречит установленным судами фактическим обстоятельствам.
Следовательно, является ошибочной основанная исключительно на данном выводе позиция судов о необходимости до истечения срока действия лицензии от 01.10.2010 N ЛО-24-01-000886 обращения общества в уполномоченный орган для ее переоформления в целях продолжения выполнения работ (услуг), указанных в данной лицензии.
Вместе с тем, ошибочный вывод судов не привел к принятию неправильных судебных актов и применительно к пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" не имеется необходимости указания на изменение мотивировочной части обжалуемых судебных актов в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции.
...
Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2021 г. N Ф02-2443/21 по делу N А33-29898/2020