город Иркутск |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А33-22408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 ноября 2020 года по делу N А33-22408/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Золото Аяхты" (ОГРН 1172468026378, ИНН 2460102929,г. Красноярск; далее - ООО "Золото Аяхты", Общество) братилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 15.04.2020 N 86-04583 Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) об отказе в предоставлении лесного участка и об обязании в порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: утвердить проектную документацию лесного участка и предварительно согласовать предоставление в аренду участка в составе земель лесного фонда для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон) площадью 45,0575 га, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 24:34:0080801:180 по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, Северо-Енисейское лесничество, Пит-Городокское участковое лесничество, в кварталах N 213 (части выделов 3,5,7,11,17,18,34,36), 214 (части выделов 14, 27, 28, 30, 34, 36, 37, 38, 61).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 января 2021 года, заявленные требования удовлетворены. Решение Министерства от 15.04.2020 N 86-04583 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду признано недействительным. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления лесного участка и об утверждении проектной документации лесного участка в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах (далее - Закон о недрах), Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54), Лесного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что Общество в соответствии с проектной документацией планирует размещение на лесном участке карьера, что не соответствует цели лицензии Общества на пользование недрами с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, которой добыча полезных ископаемых не предусмотрена; опытно-промышленные карьеры также по данному виду лицензии не предусмотрены, так как запасов на участке недр еще не выявлено; согласно положительному экспертному заключению размещение карьера на лесном участке не предусмотрено; лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых, включающая лесной участок, получена не была, участок имеет статус геологического, а не горного отвода; Министерство при решении вопроса о предоставлении лесного участка должно было применять все действующие нормативно-правовые акты в сфере лесных отношений с целью исключения причинения вреда окружающей среде и здоровью человека.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Золото Аяхты" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ходатайствовали о кассационном рассмотрении дела без участия их представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществом получена лицензия на пользование недрами серии КРР N 03146 БП для геологического изучения, включающего поиски и оценку золота из россыпных месторождений на участке недр "руч. Нижний Оллоннокон", расположенном в Северо-Енисейском районе Красноярского края; участок недр имеет статус геологического отвода.
ФГКУ "Росгеолэкспертиза" выдано положительное экспертное заключение от 10.09.2019 N 168-02-09/2019 по проекту "Поисково-оценочные работы на россыпное золото в нижнем течении ручья Нижний Оллоннокон (Красноярский край)".
ООО "Золото Аяхты" разработана проектная документация лесного участка, проектируемого для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 5.2 проектной документации на проектируемом участке планируется карьер с целевым назначением геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон, согласно лицензии.
Общество обратилось в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления лесного участка и об утверждении проектной документации лесного участка и предварительного согласования предоставления в аренду участка площадью 45, 0575 га в составе земель лесного фонда для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон.
Министерство письмом от 15.04.2020 N 86-04583 сообщило, что согласно проектной документации на испрашиваемом лесном участке планируется размещение карьера, что не соответствует цели лицензии на пользование недрами. Поскольку лицензия ООО "Золото Аяхты" предоставлена исключительно для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, то промышленная разработка месторождений (карьер) в рамках вышеуказанной лицензии не предусмотрена согласно статье 6 Закона о недрах. Для предоставления лесного участка в аренду Обществу необходимо исключить из проектной документации лесного участка размещение карьера, либо необходимо наличие лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых.
ООО "Золото Аяхты" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоответствия оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно части 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующей проектирование лесных участков, предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1). В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 7). Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12).
Требованиями N 54 установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 2). Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку) (пункт 3). Лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (пункт 7).
Перечень сведений, которые должна содержать проектная документация, приведен в пункте 4 Требований N 54: в соответствии с которым текстовая часть проектной документации должна содержать, в том числе наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии); целевое назначение лесов; перечень лесных кварталов; количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке); обременения проектируемого лесного участка; ограничения использования лесов; наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке.
Частью 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации определены основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.
Аналогичные основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка указаны и в пункте 17 Требований N 54 к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки.
Как следует из оспариваемого отказа, в качестве основания для его принятия Министерство указало на то, что предусмотренное проектной документацией размещение карьера не соответствует целям лицензии на пользование недрами. При этом ссылки на правовое обоснование отсутствуют.
Судами верно указано, что основания, предусмотренные частью 7 статьи 70.1, пунктом 17 Требований N 54 для отказа в утверждении проектной документации лесного участка, Министерством в оспариваемом отказе не приведены и не установлены.
Кроме того, суды установили, что пунктом 5.2 проектной документации "Характеристика и параметры планируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке" предусмотрено, что на проектируемом участке планируется размещение карьера, однако указано его целевое назначение: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон, что соответствует лицензии.
Доказательства того, что Обществом планируется промышленная разработка месторождения, в материалах дела отсутствуют. Министерство не обосновало утверждение, что карьер может быть устроен только с целью промышленной разработки и не может использоваться при геологическом изучении недр, и не представило соответствующие доказательства этого.
Оценивая довод Министерства о том, что при решении вопроса о предоставлении лесного участка должны были применяться все действующие нормативно-правовые акты в сфере лесных отношений с целью исключения причинения вреда окружающей среде и здоровью человека, суды правильно указали, что компетенция Министерства в рамках возникших спорных правоотношений определена именно указанными нормативными правовыми актами.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 ноября 2020 года по делу N А33-22408/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень сведений, которые должна содержать проектная документация, приведен в пункте 4 Требований N 54: в соответствии с которым текстовая часть проектной документации должна содержать, в том числе наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии); целевое назначение лесов; перечень лесных кварталов; количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке); обременения проектируемого лесного участка; ограничения использования лесов; наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке.
Частью 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации определены основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.
Аналогичные основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка указаны и в пункте 17 Требований N 54 к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки.
...
Судами верно указано, что основания, предусмотренные частью 7 статьи 70.1, пунктом 17 Требований N 54 для отказа в утверждении проектной документации лесного участка, Министерством в оспариваемом отказе не приведены и не установлены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-1927/21 по делу N А33-22408/2020