Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-1927/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А33-22408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Золото Аяхты"): Суркова Д.О., представителя на основании доверенности от 29.10.2020 N 010/2020 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Ивченко Е.И., представителя на основании доверенности от 24.12.2020 N 86-015878 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" ноября 2020 года по делу N А33-22408/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Золото Аяхты" (ИНН 2460102929, ОГРН 1172468026378, далее - заявитель, общество, ООО "Золото Аяхты") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик, министерство) о признании недействительным решения от 15.04.2020 N 86-04583 об отказе в предоставлении лесного участка.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования, просит признать недействительным решение от 15.04.2020 N 86-04583 об отказе в предоставлении лесного участка и в порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно утвердить проектную документацию лесного участка и предварительно согласовать предоставление в аренду участка в составе земель лесного фонда для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон) площадью 45,0575 га, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 24:34:0080801:180 по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, Северо-Енисейское лесничество, Пит-Городокское участковое лесничество, в кварталах N 213 (части выделов 3,5,7,11,17,18,34,36), 214 (части выделов 14,27,28,30,34,36,37,38,61).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2020 года по делу N А33-22408/2020 заявление удовлетворено. Решение министерства от 15.04.2020 N 86-04583 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду признано недействительным. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления лесного участка и об утверждении проектной документации лесного участка в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54. С ответчика в пользу общества взыскано 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе министерство ссылается на следующие обстоятельства:
- у заявителя отсутствует лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых;
- ответчик, отказывая ООО "Золото Аяхты" в предоставлении лесного участка в аренду, руководствовался не только приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 и Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), но и всей совокупностью действующего законодательства.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Обществом получена лицензия на пользование недрами серии КРР N 03146 БП для геологического изучения, включающего поиски и оценку золота из россыпных месторождений на участке недр "руч. Нижний Оллоннокон", расположенном в Северо-Енисейском районе Красноярского края; участок недр имеет статус геологического отвода.
ФГКУ "Росгеолэкспертиза" ООО "Золото Аяхты" выдано положительное экспертное заключение от 10.09.2019 N 168-02-09/2019 по проекту "Поисково-оценочные работы на россыпное золото в нижнем течении ручья Нижний Оллоннокон (Красноярский край)".
ООО "Золото Аяхты" разработана проектная документация лесного участка проектируемого для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 5.2 проектной документации, на проектируемом участке планируется карьер, с целевым назначением геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон, согласно лицензии.
С целью утверждения проектной документации лесного участка и предварительного согласования предоставления в аренду участка в составе земель лесного фонда для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон, заявитель обратился с заявлением в Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Письмом от 15.04.2020 N 86-04583 ответчик отказал ООО "Золото Аяхты" в предоставлении лесного участка в аренду. Указанное решение мотивировано тем, что согласно проектной документации на испрашиваемом лесном участке планируется размещение карьера, что не соответствует цели лицензии на пользование недрами. Поскольку лицензия ООО "Золото Аяхты" предоставлена исключительно для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, то промышленная разработка месторождений (карьер) в рамках вышеуказанной лицензии не предусмотрена согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Заявитель, полагая, что решение от 15.04.2020 N 86-04583 об отказе в предоставлении лесного участка является незаконным и необоснованным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемое решение от 15.04.2020 N 86-04583 вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются для следующих видов пользования:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы но прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу пункта 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - положение N 3314-1), лицензии установленного образца выдаются в соответствии с видами пользования недрами для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых (пункт 6.2 положения N 3314-1).
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии (пункт 6.3 положения N 3314-1).
Допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых (пункт 6.4 положения N 3314-1).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 73.1, статье 43, статье 25 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов лишь при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, земельный участок, необходимый для использования участка недр, должен использоваться в соответствии с целевым назначением, указанным в лицензии на пользование недрами.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьёй 73.1 ЛК РФ.
На основании части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а статьей 39.15 ЗК РФ установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Проектирование лесных участков входит в процесс создания земельного участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность.
На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 ЛК РФ. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
Согласно части 7 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса
В силу части 9 ст. 70.1 ЛК РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 ЛК РФ).
Во исполнение указанной нормы приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (далее - Требования N 54).
В соответствии с пунктом 2 Требований N 54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно пункту 7 Требований N 54 лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Частью 10 статьи 70.1 ЛК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.
Аналогичные основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка предусмотрены пунктом 17 Требований N 54.
Согласно оспариваемому решению ответчика, ООО "Золото Аяхты" отказано в предоставлении лесного участка в аренду. Указанное решение мотивировано тем, что согласно проектной документации на испрашиваемом лесном участке планируется размещение карьера, что не соответствует цели лицензии на пользование недрами. Поскольку лицензия ООО "Золото Аяхты" предоставлена исключительно для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, то промышленная разработка месторождений (карьер) в рамках вышеуказанной лицензии не предусмотрена согласно статье 6 Закона о недрах.
Вместе с тем, как было указано ранее, основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка предусмотрены частью 10 статьи 70.1 ЛК РФ, а также продублированы в пункте 17 Требований N 54. Указанный перечень оснований является закрытым.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что министерством не названы основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка, предусмотренные частью 10 статьи 70.1 ЛК РФ и пунктом 17 Требований N 54. Не назван иной нормативный акт, предусматривающий основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка и отказа в предоставлении лесного участка в аренду.
Довод апеллянта о том, что ответчик, отказывая ООО "Золото Аяхты" в предоставлении лесного участка в аренду, руководствовался не только приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 и ЛК РФ, но и всей совокупностью действующего законодательства, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как верно указано судом первой инстанции, компетенция ответчика в рамках возникших спорных правоотношений определена именно указанными нормативными актами.
Кроме того, пунктом 5.2 проектной документации "Характеристика и параметры планируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке" предусмотрено, что на проектируемом участке действительно планируется размещение карьера, при этом указано его целевое назначение: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке руч. Нижний Оллоннокон, согласно лицензии.
Доказательств того, что заявителем планируется промышленная разработка месторождения, ответчиком в материалы дела не представлено, в том числе, ответчиком не обосновано утверждение и не представлено соответствующих доказательств, что карьер может быть устроен только с целью промышленной разработки и не может использоваться при геологическом изучении недр.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что решение ответчика от 15.04.2020 N 86-04583 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, является недействительным в связи с несоответствием требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд первой инстанции с учетом действующего законодательства пришел к верному выводу, что права заявителя восстанавливаются возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление общества о предварительном согласовании предоставления лесного участка и об утверждении проектной документации лесного участка в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54 с учетом решения суда по настоящему делу.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2020 года по делу N А33-22408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22408/2020
Истец: ООО "ЗОЛОТО АЯХТЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ