город Иркутск |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А19-18842/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Горд" - Олейник Е.Ф. (доверенность от 05.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании), а также прокуратуры Куйбышевского района г. Иркутска - Шленской Г.А. (служебное удостоверение прокурора),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Горд" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2020 года по делу N А19-18842/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Горд" (ОГРН 1023801015600, ИНН 3808083444, далее - ООО "ОА "Город", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2021 года, требования удовлетворены, обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что ввиду действующего с 01.04.2020 по 31.12.2020 запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, к числу которых относится общество, проверка проведена прокуратурой в нарушение статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438), Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", письма Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 15.07.2020 N 40-11-2020 "О плановых контрольных мероприятиях".
Также заявитель полагает ошибочными выводы судов о наличии в действиях общества нарушений лицензионных требований, и, следовательно, о наличии состава вмененного правонарушения.
Прокуратура в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители общества и прокуратуры в судебном заседании поддержал соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора Куйбышевского района г. Иркутска от 25.09.2020 N 40 прокуратурой проведена проверка ООО "ОА "Горд" в целях оценки исполнения законодательства о лицензировании, частной охранной деятельности и оборота оружия. Основанием для проведения проверки послужил анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 07.10.2020, из которого следует, что прокуратурой выявлены следующие нарушения:
1) на объекте охраны филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр карантина растений" (далее - ФГБУ "ВНИИКР") по адресу г.Иркутск, ул. Красноярская, 77:
- охранник ООО "ОА "Горд" Кузнецов В.Ф в форменном обмундировании общества осуществлял охрану объекта без личной карточки охранника ООО "OA "Горд", что является нарушением статьи 3, части 1 статьи 11.1, частей 7, 8 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), подпункта "г" пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498; здесь и далее по тексту - в редакции, действовавшей на дату совершения вменяемых правонарушений и принятий решения судом первой инстанции; с 01.01.2021 нарушения, перечисленные в указанном пункте, перенесены в пункт 3), подпункта "в" пункта 2 Правил ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Правила ношения специальной форменной одежды);
- отсутствовала должностная инструкция частного охранника, утвержденная руководителем ООО "OA "Горд" - нарушение пункта 7 Положения N 498;
2) на объекте охраны акционерного общества "Группа "Илим" (далее - АО "Группа "Илим") по адресу г.Иркутск, ул.Фурье, 1, литера "г":
- до входа на охраняемую территорию объекта отсутствовали сведения, информирующие персонал и посетителей о ведении видеонаблюдения, об условиях внутреобъектового и пропускного режима, что является нарушением части 3 статьи 11 Закона N 2487-1, подпункта "г" пункта 2(1) Положения N 498;
- не назначено лицо, ответственное за учет и сохранность специальных средств; соответствующий приказ при проведении проверки не представлен, отсутствует приказ о выдаче специальных средств работникам общества непосредственно на объекте охраны; учет специальных средств по их моделям на анализируемом объекте охраны не ведется, в частности, отсутствует книга учета специальных средств; специальные средства (палка резиновая, наручники) хранятся в общедоступных местах, что является нарушением подпункта "д" пункта 2(1) Положения N 498, пунктов 5, 6, 7, 9, 10 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, далее - Правила хранения и ношения специальных средств, обращения огнестрельного оружия;
- на посту охраны отсутствовала должностная инструкция частного охранника, утвержденная руководителем ООО "АО "Горд", что является нарушением пункта 7 Положения N 498;
3) на объекте охраны акционерного общества "Иркутскнефтепродукт" по адресу г.Иркутск, ул. Октябрьской революции, 5:
- охранник Волошин Ю.Н. без удостоверения охранника и без периодической проверки, охранник Соколов А.В. без периодической проверки осуществляли охрану объекта в форменном обмундировании ООО "АО "Горд", что является нарушением статьи 3, части 1 статьи 11, частей 7, 8 статьи 12 Закона N N 2487-1, подпунктов "г", "д" пункта 2 (1) Положения N 498;
- при входе на пост охраны отсутствовало уведомление об охране объекта обществом, на объекте охраны отсутствовала должностная инструкция частного охранника, утвержденная руководителем ООО "АО "Горд", что является нарушением пунктов 2 (1), 7 Положения N 498;
- на объекте охраны не назначено лицо, ответственное за учет и сохранность специальных средств, соответствующий приказ при проведении проверки не представлен, что является нарушением пункта 5 Правила хранения и ношения специальных средств, обращения огнестрельного оружия.
Полагая, что выявленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) общества признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, прокуратура вынесла постановление от 14.10.2020 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении.
На основании статьи 25 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), статей 23.1, 28.4 КоАП РФ, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу, что вменяемые нарушения лицензионных требований материалами дела подтверждены, подлежат квалификации по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (в части допущенных нарушений в сфере хранения специальных средств) и по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (по остальным нарушениям). Применив положения статей 3.4, 4.1.1, 4.4 КоАП РФ суды пришли к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов обоснованными.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), на юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В силу пункта 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Из части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ следует, что соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Статьей 1 Закона N 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Правильно применив положения статьи 3, частей 1, 3 статей 11.1 и 11.2, частей 7, 8 статьи 12 Закона N 2487-1, части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, пунктов 2(1), 7, 8(1) Положения N 498, пунктов 5, 6, 7, 9, 10 Правила хранения и ношения специальных средств, обращения огнестрельного оружия, по результатам всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимной связи на предмет их соответствия принципам допустимости, достаточности, достоверности и относимости доказательств (в том числе: актов от 28.09.2020 проверки объектов, находящегося под охраной ЧОП; письменных объяснений охранников и директора общества Шиханова А.А.; акта проверки от 07.10.2020; фототаблиц) суды пришли к обоснованному выводу о том, что прокуратурой доказано наличие в действиях (бездействии) общества в ходе оказания охранных услуг на объектах ФГБУ "ВНИИКР", АО "Группа "Илим", АО "Иркутскнефтепродукт" признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды пришли к мотивированному выводу, что допущенные обществом нарушения статьи 3, части 1 статьи 11.1, частей 7, 8 статьи 12 Закона N 2487-1, подпункта "г" пункта 2 (1) Положения N 498, образуют состав правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кассационный суд также признает верным вывод судов о том, что нарушение обществом пунктов 5, 6, 7, 9, 10 Правил хранения и ношения специальных средств, обращения огнестрельного оружия с учетом подпункта "д" пункта 2(1) и подпункта "б" пункта 8(1) Положения N 498 является грубым нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на ошибочное предъявление Кузнецовым В.Ф. карточки охранника другой организации (т.1 л.д.47) факт совершения правонарушения не опровергает. При этом в письменных объяснениях от 30.09.2020 генеральный директор ООО "ОА "Горд" Шиханов А.А. подтвердил факт отсутствия у рассматриваемого сотрудника личной карточки охранника и сообщил, что в настоящее время заявление о получении личной карточки охранника подготовлено (т.1 л.д.144). Данные объяснения согласуются с объяснениями Кузнецова В.Ф. от 28.09.2020 (т.1 л.д 143).
Вопреки доводам кассационной жалобы, фототаблицы, имеющиеся в деле, не содержат информации, позволяющей прийти к выводу о том, что при охране соответствующих объектов до их посетителей была доведена необходимая информация об условиях пропускного режима и ведении видеонаблюдения.
Довод жалобы о том, что охранные услуги на объекте АО "Группа "Илим" осуществляются без использования видеонаблюдения, противоречат фототаблице, в которой зафиксирован факт наличия на рабочем месте охранника монитора с выведенным на него видеосигналом с камер наблюдения (т.1 л.д.33-36).
Факт отсутствия на объектах должностных инструкций зафиксирован в актах от 02.10.2020 (т.1 л.д.106, 130), которые подписаны охранниками без возражений. В этих же актах надлежащим образом зафиксированы оспариваемые обществом нарушения Правил хранения и ношения специальных средств, обращения огнестрельного оружия.
Изложенные в пункте 5 мотивировочной части кассационной жалобы обстоятельства не опровергают выводы судов о нарушениях, имевших место на момент их выявления.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Суды первой и апелляционной инстанции применили указанное положение и правомерно усмотрели возможность замены в настоящем деле наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (общество ранее к административной ответственности не привлекалось, устранило выявленные нарушения; является субъектом малого и среднего предпринимательства; ущерб и обстоятельства, отягчающие ответственность, не установлены).
Довод общества о нарушении при проведении проверки требований Закона N 294-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, перечисленных в кассационной жалобе, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 21 Закона N 2202-1 предметом надзора являются, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2).
Основанием принятия решения о проведении проверки послужил анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства о лицензировании, частной охранной деятельности и обороте оружия в результате исполнения районными прокуратурами поручения Прокуратуры Иркутской области о проведении проверок исполнения законодательства об охранной деятельности от 10.09.2020, изданном на основании поручений первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 05.02.2020, 04.09.2020 (т.2 л.д.35), что соответствует требованиям Законов N 2202-1 и N 294-ФЗ, приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
С учетом изложенного, а также пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, является правильным вывод судов, что вменяемые обществу нарушения выявлены в пределах компетенции органов прокуратуры. Постановление N 438 не регулирует вопросы, связанные с осуществлением прокурорского надзора.
Существенных процессуальных нарушений при возбуждении административного дела и его производстве суды двух инстанций не усмотрели, доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. Оснований для иных выводов по указанным вопросам у суда округа не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ в отношении рассматриваемого нарушения, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Суды не установили оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
По существу приведенные в кассационной жалобе мотивы несогласия с судебными актами направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2020 года по делу N А19-18842/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием принятия решения о проведении проверки послужил анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства о лицензировании, частной охранной деятельности и обороте оружия в результате исполнения районными прокуратурами поручения Прокуратуры Иркутской области о проведении проверок исполнения законодательства об охранной деятельности от 10.09.2020, изданном на основании поручений первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 05.02.2020, 04.09.2020 (т.2 л.д.35), что соответствует требованиям Законов N 2202-1 и N 294-ФЗ, приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
С учетом изложенного, а также пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, является правильным вывод судов, что вменяемые обществу нарушения выявлены в пределах компетенции органов прокуратуры. Постановление N 438 не регулирует вопросы, связанные с осуществлением прокурорского надзора.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ в отношении рассматриваемого нарушения, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Суды не установили оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-2681/21 по делу N А19-18842/2020