город Иркутск |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А33-28296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КДВ Минусинск" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года по делу N А33-28296/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КДВ Минусинск" (ИНН 2455024746, ОГРН 1062455014291, далее - ООО "КДВ Минусинск", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене предписания от 31.08.2020 N 27510.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что спорное предписание о проведении работ по дезинфекции не могло быть выдано при отсутствии выявленных нарушений в деятельности общества. Пункт 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) истолкован судами неверно.
Судами не учтено, что Роспотребнадзор при выдаче спорного предписания не проводил эпидемиологического расследования очага инфекционной болезней с установлением причинно-следственной связи и оформлением акта эпидемиологического расследования, что исключает в настоящем деле применение пункта 17.1 санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Роспотребнадзор представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заместителем главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенским районам в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением нового коронавируса (2019-nCoV), на основании информации, поступившей 29.08.2020 из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в городе Минусинске о регистрации положительного результата на COVID-19 у сотрудника ООО "КДВ Минусинск", с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний обществу выдано предписание о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний от 31.08.2020 N 27510.
Данным предписанием обществу на основании пунктов 17.1, 17.4 СП 3.1/3.2.3146-13 указано обеспечить проведение заключительной дезинфекции силами специализированного учреждения в помещениях ООО "КДВ Минусинск", где находился больной новой коронавирусной инфекцией, дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке, обладающими вирулицидными свойствами в срок до 31.08.2020, с предоставлением информации о проведенных мероприятиях до 03.09.2020.
ООО "КДВ Минусинск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что Управление правомерно выдало оспариваемое предписание, направленное на защиту здоровья граждан и благоприятную окружающую среду. Данное предписание является исполнимым и не нарушает прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены судебных актов на основании следующего.
Пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Данные полномочия предоставлены главным государственным санитарным врачам и их заместителям пунктом 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из буквального содержания пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ следует, что спорное предписание могло быть выдано не только при выявлении нарушения санитарного законодательства, но также и при угрозе распространения инфекционного заболевания. Такое предписание в случае, если соответствующая информация поступила вне рамок контрольных мероприятий, компетентный орган вправе вынести без проведения проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", новая коронавирусная инфекция, вызванная 2019-nCoV, внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715.
СП 3.1/3.2.3146-13 устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия) инфекционных болезней (пункт 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13).
Так, пунктами 17.1, 17.2, 17.4 СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса.
В эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация. Заключительная дезинфекция проводится после изоляции (госпитализации) больного.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20. Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Указанными правилами (пункт 4.2) предусмотрены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции, в том числе:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVTD-19, и лиц из групп риска);
- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительства и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;
- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);
- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);
- дезинфекция.
Пунктом 3.5 СП 3.1.3597-20 установлено, что медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с СП 3.1/3.2.3146-13 направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.
Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального статистического наблюдения) проводится территориальными органами Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным медицинской организацией).
После поступления экстренного извещения об инфекционном заболевании работника общества Чебочаковой И.Н. компетентными лицами были проведены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных предотвращение распространения инфекции, в том числе по проведению дезинфекции на рабочем месте заболевшей новой коронавирусной инфекцией - выдано предписание от 31.08.2020 N 27510.
Как правильно установлено судами, помимо указанных выше мер, в адрес КГБУЗ "Минусинская МБ" уполномоченным главным государственным санитарным врачом выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно: заборе проб биологического материала (мазок из носоглотки, мокрота) у больного, обеспечении изоляции на дому, оформлении при необходимости больничного листа, медицинском наблюдении за контактными лицами и их обследовании.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили довод ООО "КДВ Минусинск" об отсутствии работ в "очаге" инфекционного заболевания.
Пунктом 3.8. СП 3.1.3597-20 установлено, что лица, контактировавшие с больным COVID-19, находятся в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным. Отбор проб биологического материала у лиц, контактировавших с больным COVID-19, для исследования проводится работниками медицинских организаций на 8-10 календарный день медицинского наблюдения, а в случаях, если у указанного лица при медицинском наблюдении появилась клиника заболевания, сходного с COVID-19 - незамедлительно.
Заболевание новой коронавирусной инфекцией у работника общества было выявлено (подтверждено лабораторно) 28.08.2020 при наличии признаков заболевания 23.08.2020.
Таким образом, исходя из инкубационного периода новой коронавирусной инфекции в 14 дней, а также возможного сохранения вируса на рабочих поверхностях на рабочем месте в ООО "КДВ Минусинск", спорное предписание выдано законно и обосновано.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года по делу N А33-28296/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20. Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
...
Пунктом 3.5 СП 3.1.3597-20 установлено, что медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с СП 3.1/3.2.3146-13 направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.
...
Пунктом 3.8. СП 3.1.3597-20 установлено, что лица, контактировавшие с больным COVID-19, находятся в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным. Отбор проб биологического материала у лиц, контактировавших с больным COVID-19, для исследования проводится работниками медицинских организаций на 8-10 календарный день медицинского наблюдения, а в случаях, если у указанного лица при медицинском наблюдении появилась клиника заболевания, сходного с COVID-19 - незамедлительно."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-2700/21 по делу N А33-28296/2020