город Иркутск |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А33-16646/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края, помощником судьи Бабак Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 ноября 2020 года по делу N А33-16646/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (ИНН 2454023549, ОГРН 1132454000722, далее - ООО "Планета-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - Служба, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 07.02.2020 N 105-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Как указано в кассационной жалобе, судами не учтено, что региональный оператор обязан осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) только со специально установленных мест (площадок) накопления ТКО, указанных в территориальной схеме обращения с отходами и в реестре, составляемом органами местного самоуправления.
По адресу, указанному в оспариваемом предписании, отсутствуют места (площадки) накопления ТКО, с которых региональный оператор обязан осуществить вывоз ТКО.
Служба ошибочно указывает на отсутствие у потребителя обязанности оплачивать услуги регионального оператора, если расстояние до контейнерной площадки превышает 100 м; на сегодняшний день территориальная схема обращения с отходами Красноярского края не содержит информацию о контейнерных площадках для накопления ТКО по рассматриваемому адресу. Обществом осуществлялся вывоз ТКО с контейнерных площадок города Канска Красноярского края в соответствии с требованиями пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), что подтверждается представленными в материалы дела маршрутными журналами и сведениями спутниковой навигации ГЛОНАСС. Образование несанкционированных свалок из ТКО, в том числе по упомянутому адресу, не установлено, жалоб от жителей дома N 3, расположенного в г. Канске по ул. Путейской (далее также - жилой дом N 3), и иных домов, находящихся поблизости, об этом не поступало.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц Министерства тарифной политики Красноярского края и Министерства экологии Красноярского края.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 29.01.2020 N 105-ж, изданного в связи с поступлением обращения гражданина от 24.01.2020 N 02-08/633 о нарушении жилищных прав, Службой проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Планета-Сервис" на объекте жилищного фонда, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Путейская, 3.
По результатам проверки составлен акт от 07.02.2020 N 105-ж, из которого следует, что на территории города Канска Красноярского края, входящего в состав Канской технологической зоны, услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 оказывает региональный оператор ООО "Планета-Сервис".
С 01.01.2019 согласно изменениям законодательства Российской Федерации у потребителей возникла обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в соответствии с тарифами, утвержденными Министерством тарифной политики Красноярского края. В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с ТКО включается в плату за коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный с собственником дома N 3, считается заключенным на условиях типового договора согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Предложение ООО "Планета-сервис" о заключении типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей Канской технологической зоны, было опубликовано в газете "Наш Красноярский Край" N 96/1079 от 26.12.2018, а также размещено в сети Интернет на официальном сайте регионального оператора, по адресу "кашалот24.рф".
Доказательства оказания услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности) не представлены. Контейнерная площадка и контейнер на придомовой территории отсутствуют, что зафиксировано фотосъемкой.
Из представленного обществом в адрес Службы в электронной форме маршрутного журнала, содержащего сведения о движении мусороуборочного автотранспорта, не усматриваются сведения о погрузке - выгрузке ТКО с придомовой территории жилого дома N 3; сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС о движении и остановках специализированного автотранспорта на придомовой территории дома N 3 не представлены, равно как и не представлены документы, подтверждающие принадлежность специализированного автотранспорта ООО "Чистый город Красноярск" (с учетом договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории города Канска и Канского района в пределах Канской технологической зоны Красноярского края, заключенного между обществом и ООО "Чистый город Красноярск").
Согласно данным территориальной схемы, предоставленной ООО "Планета-Сервис", контейнерных площадок для накопления ТКО жильцов вышеуказанного дома на расстоянии, предусмотренном положениями СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), не имеется - ближайшие контейнерные площадки находится на расстоянии более одного километра.
Службой проведен анализ платежных документов по жилому дому N 3 за расчетные периоды с января 2019 года по декабрь 2019 года, который показал, что обществом выставлялась плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО, рассчитанная в порядке, регламентированном пунктом 148(30) Правил N 354, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом доме N 3 с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов - 0,07 м /чел, утвержденного приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2018 N 1/3126-од и единого тарифа 964,78 руб./м, установленного приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 668-в для регионального оператора по Канской технологической зоне.
Контролирующий орган установил, что доказательства вывоза отходов в соответствии с требованиями СП 42-128-4690-88, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, (от мест, удаленных не более 100 м) отсутствуют; доказательства использования жителями дома N 3 ближайших к ним площадок для накопления мусора согласно схеме также не представлены; доказательства осуществления мешкового сбора мусора отсутствуют.
Придя к выводу о том, что общество не представило доказательств оказания услуги по обращению с ТКО в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности) в соответствии с требованиями пункта 148(1), подпунктов "а", "г" пункта 148(22) Правил N 354 и пункта 17 приложения N 1 к указанным Правилам, Служба выдала предписание от 07.02.2020 N 105-ж об устранении выявленных нарушений до 03.04.2020 и проведении перерасчета начисленной и выставленной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с января 2019 года по декабрь 2019 года.
Не согласившись с указанным выше предписанием, ООО "Планета-Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 354).
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником этих коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками этих коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (часть 1). По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2).
Согласно пункту 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено требование по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В соответствии с пунктами 27, 30 Правил N 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускалось только до 01.01.2018. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в деле доказательств и доводов сторон суды признали обоснованными выводы Службы о недоказанности фактического осуществления ООО "Планета-сервис" услуги по вывозу ТКО в отношении жилого дома, указанного в акте проверки.
Документы, подтверждающие своевременный вывоз ТКО в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, не представлены, поскольку из электронных форм маршрутного журнала не усматриваются сведения о погрузке - выгрузке ТКО с придомовой территории жилого дома N 3; имеющиеся сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС не содержат данных о движении и остановках специализированного автотранспорта в месте расположения жилого дома N 3.
При этом в силу части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3.7.6 Правил N 170, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов. Согласно пункту 2.2.3. СП 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СП 42-128-4690-88), площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Судами установлено, что по информации администрации г. Канска, имеющейся на ее официальном сайте, в реестре мест (площадок) и схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО места размещения ТКО по улице Путейской г. Канска, а также на близлежащих улицах, отсутствуют.
Данный вывод также подтверждается территориальной схемой и реестром контейнерных площадок, сведениями о местах накопления ТКО, представленными ООО "Планета-Сервис", из которых следует, что ближайшая к жилому дому N 3 контейнерная площадка находится на расстоянии более одного километра.
При этом из материалов дела не усматривается, что для потребителей, проживающих в жилом доме N 3, определены конкретные места накопления отходов на территории, прилегающей к этому дому, а также не представлены доказательства использования жителями указанного дома конкретных контейнерных площадок для накопления ТКО.
Региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО). Само по себе несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СП 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом ещё не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилых домов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 N 302-ЭС20-21975).
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае суды установили отсутствие доказательств фактического оказания услуги по вывозу ТКО, в то время как плата за эту услугу потребителю начислялась, суды обоснованно признали, что у общества отсутствовали основания для начисления платы за неоказанную услугу, в связи с чем не усмотрели оснований для признания незаконным оспариваемого предписания.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном отклонении ходатайства о привлечении в качестве третьих лиц Министерства тарифной политики Красноярского края и Министерства экологии Красноярского края, рассмотрен и не может быть принят во внимание, как не основанный на положениях части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае предметом рассмотрения по делу является предписание Службы, которым на ООО "Планета-Сервис", как регионального оператора, возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, выводы судов по рассматриваемому делу касаются только прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. В отношении прав названных Министерств выводы судов в обжалуемых судебных актах отсутствуют, никаких обязанностей на них обжалуемыми судебными актами не возложено.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 ноября 2020 года по делу N А33-16646/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документы, подтверждающие своевременный вывоз ТКО в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, не представлены, поскольку из электронных форм маршрутного журнала не усматриваются сведения о погрузке - выгрузке ТКО с придомовой территории жилого дома N 3; имеющиеся сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС не содержат данных о движении и остановках специализированного автотранспорта в месте расположения жилого дома N 3.
При этом в силу части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
...
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2021 г. N Ф02-2760/21 по делу N А33-16646/2020