город Иркутск |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А10-5315/2020 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Ананьина Г.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Традиции" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2021 года по делу N А10-5315/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Традиции" (ОГРН 1130327017105 ИНН 0309992449, далее - общество, ООО "Традиции") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления N 456/2020 от 29.10.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить по мотивам несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку законному представителю общества в соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не были предварительно разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом, при составлении протокола об административном правонарушении; запись о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, содержится в конце протокола, что исключает предварительное разъяснение прав и обязанностей; наличие в протоколе об административном правонарушении записи о разъяснении прав и обязанностей является недостаточным, под указанной записью должна быть подпись представителя общества, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; в нарушение частей 4 и 6 статьи 28.2 КоАП РФ к протоколу об административном правонарушении не приложены объяснения директора и журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции по чекам за 01.09.2020, что лишило общество возможности ознакомиться с материалами проверки и подготовить аргументированное заявление. Также заявитель кассационной жалобы ссылается на недоказанность административным органом розничной продажи алкогольной продукции 01.09.2020, считает, что информация полученная из Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) не имеет соответствующее доказательственное значение в отличие от категорий административных правонарушений прямо перечисленных в примечании к статье 1.5 КоАП РФ; в материалах дела отсутствуют доказательства фиксации факта розничной продажи алкогольной продукции в указанную дату, что подтверждалось бы кассовым чеком, квитанцией, актом контрольной закупки, фактом передачи алкогольной продукции; информация из ЕГАИС не может быть признана достоверным и достаточным доказательством, поскольку не исключается возможность сбоя, некорректной работы; судами не приняты доводы общества о возможности снижения штрафа или замены его на предупреждение.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство не согласилось с изложенными в ней доводами.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством выдана ООО "Традиции" лицензия на розничную продажу алкогольной продукции N 03РПА0001555 от 24.12.2013 сроком действия до 24.12.2020.
В ходе проведенного в соответствии с заданием от 17.09.2020 N 34 мониторинга информации, размещенной в личном кабинете Министерства на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка для проверки сведений фиксации документов в ЕГАИС servis.fsrar.ru, контролирующим органом установлен факт розничной продажи ООО "Традиции" алкогольной продукции в день проведения мероприятия "День знаний" (01.09.2020) в торговом объекте (магазине) "Мясные традиции", расположенном по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, пгт. Кабанск, ул. Школьная, д.12А.
В соответствии с журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной спиртосодержащей продукции по чекам за период 01.09.2020, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обществом осуществлена реализация алкогольной продукции, а именно: 1 бутылки вина фруктового столового полусладкого "Фруктовая Сангрия", емкостью 1 л., крепостью 11%, по цене 163 рубля.
Указанное послужило основанием для вынесения Министерством определения от 18.09.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования, по факту нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, должностным лицом Министерства 08.10.2020 в отношении ООО "Традиции" составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением N 456/2019 от 29.10.2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая постановление законным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, соблюдения процедуры и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Статья 16 Закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Пунктом 9 статьи 16 указанного закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абзац второй).
В Республике Бурятия Законом от 15.11.2011 N 2361-IV "О некоторых вопросах регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия" (далее - Закон N 2361-IV) установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Республики Бурятия с 21 часа до 9 часов по местному времени, а также в дни проведения мероприятий "Последний звонок", "Сурхарбан", "День города (муниципального района)", определенные нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия и (или) муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом положений абзаца второго настоящего пункта, Международного дня защиты детей (1 июня) и Дня знаний (1 сентября).
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что материалами дела подтверждается нарушение обществом предусмотренного пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, пунктом 1 статьи 5 Закон N 2361-IV запрета продажи алкогольной продукции в День знаний (01.09.2020).
При этом судами обоснованно учтены положения подпункта 13 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной системы учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459) и приказа Росалкогольрегулирования от 01.02.2018 N 30 "О перечнях сведений, содержащихся в штриховом коде документа, предоставляемого с применением контрольно-кассовой техники покупателю, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции", действовавших на момент совершения вменяемого правонарушения, и правомерно отклонены доводы общества о том, что информация из ЕГАИС не является достоверным и достаточным доказательством совершения правонарушения.
Судами верно отмечено, что в соответствии с пунктом 3, подпунктом 1 пункта 4, подпунктом 23 пункта 6 Правил N 1459 единая информационная система является федеральной государственной информационной системой. Участниками единой информационной системы являются организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции. Единая информационная система содержит информацию о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).
Как установлено судами, представленными доказательствами, в частности журналом учета, распечаткой из ЕГАИС, протоколом запроса факта реализации 01.09.2020 алкогольной продукции, достоверно подтверждается реализация обществом алкогольной продукции в День знаний (01.09.2020).
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, учитывая положения частей 1 и 4 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества вины и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Судами установлена правомерность квалификации действий общества в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден срок давности и порядок привлечения к административной ответственности, отсутствуют существенные нарушения процедуры административного производства. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судами не установлены. Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, суды мотивированно признали, что назначение ООО "Традиции" административного наказания ниже низшего предела не будет отвечать целям предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, поскольку представителю Кудряшовой Н.А. не были предварительно разъяснены права и обязанности, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где получил надлежащую правовую оценку.
Судами установлено, что директор ООО "Традиции" - Кудряшова Н.А. присутствовала при составлении протокола; из содержания протокола об административном правонарушении следует, что запись о разъяснении прав, в том числе предусмотренных статьями 24.2 КоАП РФ (язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях), 25.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении), 30.1 КоАП РФ (право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении), статьей 51 Конституции РФ в протоколе имеется; Кудряшова Н.А., ознакомившись с протоколом и получив его копию, как при составлении протокола, так и в ходе дальнейшего производства по делу каких-либо возражений не заявляла, на то, что ей не были разъяснены права не указывала. В протоколе на последнем листе имеется отметка об отсутствии замечаний.
Учитывая установленные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о соблюдении административным органом требований части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
Факт того, что с протоколом представителю общества не были вручены объяснения директора и журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период 01.09.2020, правомерно расценено судами как не нарушающие права общества, учитывая возможность общества при необходимости ознакомиться с как материалами административного дела, так и с материалами направленными в суд.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы и иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2021 года по делу N А10-5315/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что директор ООО "Традиции" - Кудряшова Н.А. присутствовала при составлении протокола; из содержания протокола об административном правонарушении следует, что запись о разъяснении прав, в том числе предусмотренных статьями 24.2 КоАП РФ (язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях), 25.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении), 30.1 КоАП РФ (право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении), статьей 51 Конституции РФ в протоколе имеется; Кудряшова Н.А., ознакомившись с протоколом и получив его копию, как при составлении протокола, так и в ходе дальнейшего производства по делу каких-либо возражений не заявляла, на то, что ей не были разъяснены права не указывала. В протоколе на последнем листе имеется отметка об отсутствии замечаний.
Учитывая установленные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о соблюдении административным органом требований части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июня 2021 г. N Ф02-2619/21 по делу N А10-5315/2020