город Иркутск |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А33-11875/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июля 2020 года по делу N А33-11875/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталий Цицикоевич (ОГРНИП 319246800087368, ИНН 240404216616) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в письме N 86-01838 от 11.02.2020; об обязании Министерства исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; администрация Большемуртинского района Красноярского края; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг"; департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Глава КФХ Метревели В.Ц. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что ссылка судов на положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) несостоятельна, так как в настоящем деле вопрос о переводе земельного участка из одной категории в другую не рассматривался; к участию в деле не был привлечен глава КФХ Федоров В.А.; судами не применены положения части 3 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ); спорные участки никогда не являлись и не могли являться территориями лесничеств, землями лесного фонда; наличие на участке древесно-кустарниковой растительности не свидетельствует о неиспользовании земельного участка в сельскохозяйственной деятельности; апелляционный суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Отзывы на кассационную жалобу представлены не были.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, Министерством заявлено ходатайство о проведении судебного заседания и рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 17 июня 2021 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 24 июня 2021 года. После перерыва лица, участвующие в деле, не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу N 2-191/2010 признано право собственности Красноярского края на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272 и 24:08:0000000:273, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.
В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 26.10.2010 внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки.
Между агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и Главой КФХ Мышкиным С.Е. заключен договор N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016 аренды вышеуказанных земельных участков.
Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края. Право собственности муниципального образования на участки зарегистрировано 01.12.2016. По договорам цессии от 25.10.2018, 02.08.2019 права на пользование земельными участками были переданы Главой КФХ Мышкиным С.Е. Главе КФХ Федорову В.А. и Главой КФХ Федоровым В.А. Главе КФХ Метревели В.Ц. соответственно.
Глава КФХ Метревели В.Ц. 10.12.2019 обратился в Министерство с заявлением об исключении из государственного лесного реестра участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272 и 24:08:0000000:273.
В письме N 86-01838 от 11.02.2020 Министерство указало, что в соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 N 1430-од, земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272 и 24:08:0000000:273 частично расположены на землях лесного фонда, на территории Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, зона затопления СПК "Рассвет", входят в состав земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:6051 (учетный номер записи в государственном лесном реестре 24-02097-2015-04-3310-200, сведения о границах не внесены в ЕГРН), имеются сведения о неиспользовании участков для сельскохозяйственного производства, залесенность данных земельных участков составляет 80%. С учетом указанного, Министерство, ссылаясь на положения Закона N 280-ФЗ, отказало заявителю в исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273.
Не согласившись с отказом Министерства исключить из государственного лесного реестра сведения в части наложения границ земель лесного фонда, Метревели В.Ц. оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности изложенного Министерством в письме N 86-01838 от 11.02.2020 отказа, наличия оснований для неприменения положений о приоритете сведений, содержащихся в ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Законом N 280-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон N 201-ФЗ, Закон N 218-ФЗ, Закон N 172-ФЗ в целях устранения взаимоисключающих сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
В соответствии со статьей 4.6 Закона N 201-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Согласно части 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (часть 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 7 статьи 10 Закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Применяя указанные нормы, учитывая также положения части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ, статьи 10 Закона N 280-ФЗ, суды указали, что правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в государственный лесной реестр на основании положений Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором двух земельных участков, имеющих категорию земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, находящихся в собственности муниципального образования, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Судами установлено и подтверждено материалами дела (материалами лесоустройства - Планом лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986), что два спорных участка частично находятся в границах участка лесного фонда, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:6051 (учетный номер записи в государственном лесном реестре 24-02097-2015-04-3310-200), сведения о границах которого не внесены в ЕГРН.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства и доводы сторон, принимая во внимание приведенное выше правовое регулирование, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что наличие административной процедуры, позволяющей устранить противоречия между сведениями различных публичных реестров, не во всех случаях может абсолютизироваться, поскольку необходимо учитывать установленные законодательством исключения о приоритете сведений ЕГРН.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона N 280-ФЗ, частью 6 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, частью 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ общее положение о приоритете сведений ЕГРН при определении границ и принадлежности земельного участка не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении заявления об исключении из государственного лесного реестра участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273 Министерством было установлено, что указанные участки зарастают древесной растительностью, залесенность земельных участков составляет 80%.
На момент вынесения Министерством отказа действовало постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым было установлено не использование спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Доказательств, подтверждающих обратное, Главой КФХ Метревели В.Ц. представлено не было.
Таким образом, руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о правомерности отказа Министерства в удовлетворении заявления об исключении спорных участков из государственного лесного реестра.
Довод заявителя кассационной жалобы о неприменении судами положений части 8 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, предусматривающей исключения применения части 6 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, не может быть учтен судом округа ввиду того, что указанная норма имеет значение для органа регистрации прав при ведении реестра недвижимости.
Также подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о непривлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, цедента - Федерова В.А., так как в настоящем деле договор цессии между Федоровым В.А. и Метревели В.Ц. предметом рассмотрения не являлся, его законность под сомнение судами не ставилась; вопрос законности отказа в исключении участков из лесного реестра влияет на права и законные интересы лишь применительно к действующему правообладателю земельных участков.
Заявляемые Главой КФХ Метревели В.Ц. доводы о невозможности образования на спорных земельных участках земель лесного фонда и неправомерности отказа апелляционного суда в приобщении дополнительных доказательств судом округа не принимаются, так как в рамках данного дела рассмотрение вопроса о законности формирования участков не входило в предмет спора.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о применении судами первой и апелляционной инстанций положений Закона N 172-ФЗ, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Документы, приложенные к кассационной жалобе, к материалам дела не приобщаются и подлежат возврату лицу их направившему, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по принятию дополнительных доказательств и их оценке.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июля 2020 года по делу N А33-11875/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона N 280-ФЗ, частью 6 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, частью 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ общее положение о приоритете сведений ЕГРН при определении границ и принадлежности земельного участка не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
...
На момент вынесения Министерством отказа действовало постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым было установлено не использование спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о неприменении судами положений части 8 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, предусматривающей исключения применения части 6 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, не может быть учтен судом округа ввиду того, что указанная норма имеет значение для органа регистрации прав при ведении реестра недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2021 г. N Ф02-2931/21 по делу N А33-11875/2020