Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2021 г. N Ф02-2931/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А33-11875/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича): Ковалева А.Г., представителя по доверенности от 09.09.2019 серии 24 АА 3703180,
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Черновой Ж.Ю., представителя по доверенности от 10.02.2021 N 86-01504,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича (ИНН 240404216616, ОГРНИП 314245207300020)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" июля 2020 года по делу N А33-11875/2020,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталий Цицикоевич (ИНН 240404216616, ОГРНИП 314245207300020, далее - заявитель, глава КФХ Метревели В.Ц.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - административный орган, министерство) о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края, выраженный в письме от 11.02.2020 N 86-01838; об обязании министерства лесного хозяйства Красноярского края исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273.
Решением от 24.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Метревели В.Ц. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на наличие правовых оснований для исключения сведений о спорных участках из государственного лесного реестра. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копий: постановления администрации Большемуртинского района от 16.11.2000 N 500; проекта перераспределения земель в границах колхоза "Рассвет" Большемуртинского района Красноярского края 2000 года; чертежа перераспределения земель СПК "Рассвет"; заключения директора межхозяйственного лесхоза; кадастрового инженера от 13.02.2021 года с планом-схемой границ; плана лесонасаждений колхоза "Рассвет" 1986 года; постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509.
Руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил, что указанные дополнительные доказательства не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку дополнительные документы не были предметом судебного разбирательства и оценка ему не дана судом первой инстанции, заявителем не представлено обоснование невозможности представления данных дополнительных документов в суд первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, министерство, рассмотрев заявление главы КФХ Метревели В.Ц., отказало в удовлетворении указанного заявления, поскольку в соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 N 1430-од, земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272 и 24:08:0000000:273 частично расположены на землях лесного фонда, на территории Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, зона затопления СПК "Рассвет", входят в состав земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:6051; учетный номер записи в государственном лесном реестре 24-02097-2015-04-3310-200, сведения о границах не внесены в ЕГРН. Залесенность данных земельных участков составляет 80%. Учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273 не используются по целевому назначению, Министерство указало, что у него отсутствуют правовые основания для исключения сведений из государственного лесного реестра в части пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273.
Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, учитывая неиспользование заявителем земельных участков по целевому назначению, факт которого выявлен до вынесения оспариваемого отказа, признал отказ Министерства обоснованным, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены оспариваемого решения суда ввиду следующего.
Судом установлено, что решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу N 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.
В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 26.10.2010 внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки.
На основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкина С.Е. о предоставлении земельных участков Агентство (арендодатель) и Мышкин С.Е. (арендатор) 22.08.2016 без проведения торгов заключили договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения N 08-АЗ-1588, в том числе участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273 сроком на 49 лет.
Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края. Право собственности муниципального образования на участки зарегистрировано 01.12.2016.
По договору об уступке прав и обязанностей (цессии) от 02.08.2019 права и обязанности арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273 по договору от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588 перешли к главе КФХ Метревели В.Ц.
Согласно информации Министерства лесного хозяйства, земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273 частично относятся к землям лесного фонда. Расположение участков определено на основании кадастровых выписок, материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Бельшемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986), в связи с чем Министерство письмом от 11.02.2020 N 86-01838 отказало главе КФХ в исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273.
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ, частей 1 и 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, статьи 10 Закона N 280-ФЗ правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в государственный лесной реестр на основании положений Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Применительно к положениям статьи 92 ЛК РФ, части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 201-ФЗ), местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно условиям, указанным в данной части.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, правила которой применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что названные положения закона призваны защитить интересы добросовестных приобретателей земельных участков. Приоритет содержащихся в ЕГРН сведений о категории земельных участков исключает возможность изъятия земельных участков у лиц, приобретших их на законном основании лишь по мотиву формального расположения в границах лесничеств.
Вместе с тем наличие административной процедуры, позволяющей устранить противоречия между сведениями различных публичных реестров, не может абсолютизироваться. В случае возникновения спора о праве не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель, на что обращено внимание Верховным судом Российской Федерации в определении от 24 декабря 2020 года N302-ЭС20-13098.
В силу части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела (материалами лесоустройства - Планом лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986), что два спорных участка частично находятся в границах участка лесного фонда.
Вопреки доводам жалобы обстоятельства использования спорного участка имеют значение для разрешения спора.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, спорные участки не используются для ведения сельскохозяйственного производства в течение длительного времени и зарастают древесной растительностью. По информации уполномоченных органов участки на 80% покрыты древесной растительностью. Доказательств обратного суду не представлено. Допущение заявителя о том, что установлению обстоятельств неиспользования земельных участков должно предшествовать соблюдение уполномоченным органом специальных процедур отклоняется судом как основанное на ошибочном толковании норм права, поскольку оно не следует из буквального толкования части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ применению не подлежат, отказ Министерства является обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2020 года по делу N А33-11875/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11875/2020
Истец: Метревели Виталий Цицикоевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Агентство по управлению госдураственным имуществом Красноярского края, департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, муниципальное управление Большемуртинского района в лице администрации Большемуртинского района Красноярского района, Управление Федеральной службы государстенной регистрации,кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Рослесинфорг"