город Иркутск |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А69-2602/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Звечаровской Т.А., Ламанского В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стогней Т.В.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" Нюхиной С.А. (доверенность N 10 от 04.05.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Енисей" и общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2021 года по делу N А69-2602/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г.Кызыла "Енисей" (ОГРН 1151719000267, ИНН 1701055472, далее - МУП "Енисей", предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, далее - ООО "СТ-ТБО", региональный оператор) о взыскании 6 240 078 рублей 20 копеек задолженности за оказанные услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов за период с августа 2018 года по январь 2019 года, 655 014 рублей 80 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2018 по 24.09.2020, с начислением с 25.09.2020 по дату фактической уплаты долга.
ООО "СТ-ТБО", в свою очередь, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с предприятия 4 191 583 рублей 56 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с октября 2018 года по май 2019 года, 572 329 рублей 98 копеек пени за период с 11.11.2018 по 05.04.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2021 года, первоначальный и встречный иски удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие и региональный оператор обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить в части удовлетворенных исковых требований к каждой из сторон соответственно, принять новый судебный акт.
МУП "Енисей" в кассационной жалобе оспаривает вывод судов о том, что предприятие является лицом, обязанным оплатить оказанные региональным оператором услуги. По его мнению, оплата за услуги регионального оператора лежит на собственниках и пользователях помещений в многоквартирных домах.
ООО "СТ-ТБО" в кассационной жалобе оспаривает выводы судов о доказанности объема оказанных предприятием услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку в материалы дела не представлены отчеты системы спутниковой навигации и маршрутные журналы по каждому транспортному средству. Кроме того, ООО "СТ-ТБО" ссылается на то, что учет объема твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов необходимо производить исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, поскольку расчетный способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, применяется в случае раздельного накопления таких отходов.
МУП "Енисей" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы ООО "СТ-ТБО". Региональный оператор в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы предприятия.
В судебном заседании 13.07.2021 представитель регионального оператора поддержала доводы кассационной жалобы ООО "СТ-ТБО", возражала против удовлетворения жалобы МУП "Енисей".
МУП "Енисей" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзывах на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между МУП "Енисей" (исполнитель) и ООО "СТ-ТБО" (региональный оператор) заключен договор от 27.08.2018 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, по условиям которого МУП "Енисей" обязалось оказывать услуги в границах территории оказания услуг (Республики Тыва) по сбору твердых коммунальных отходов в местах их накопления и сбора в соответствии с приложением N 2 к настоящему договору и их транспортированию и передаче в места приема и передачи твердых коммунальных отходов в соответствии с приложением N 3, а ООО "СТ-ТБО" обязалось принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора, стоимость услуг по сбору и транспортированию единицы объема (1 куб.м) твердых коммунальных отходов составляет 380 рублей, НДС не облагается.
Коммерческий учет объема твердых коммунальных отходов производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления отходов, установленных в местах накопления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (пункт 3.2 договора).
Время вывоза отходов и периодичность установлены в пункте 4.1 договора.
Перечень мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов согласованы в Приложении N 2 к договору с учетом дополнительных соглашений.
В период с августа 2018 года по январь 2019 года предприятие оказало услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на общую сумму 8 183 068 рублей 20 копеек (акты оказанных услуг подписаны региональным оператором). Оказанные услуги региональный оператор оплатил частично в сумме 1 942 990 рублей, без оплаты остались услуги на сумму 6 240 078 рублей 20 копеек, что послужило основанием для обращения предприятия в суд с иском.
Кроме того, между региональным оператором и предприятием заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2018, по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а предприятие обязалось оплачивать оказанные услуги.
Учет объема твердых коммунальных отходов производится расчетным путем исходя из нормативов накопления отходов (пункт 15 договора).
В период с октября 2018 года по май 2019 года региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 6 357 568 рублей 43 копейки (акты оказанных услуг). Оказанные услуги МУП "Енисей" оплатило частично в сумме 2 165 984 рубля 87 копеек, без оплаты остались услуги на сумму 4 191 583 рубля 56 копеек, что послужило основанием для обращения регионального оператора в суд со встречным иском.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 8, 309, 329, 330, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статью 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пункты 148(7), 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходили из обоснованности первоначального и встречного исков по праву и размеру.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе N 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператор.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под транспортированием отходов - их перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Законом N 458-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами, в частности, отнесено утверждение: правил обращения с твердыми коммунальными отходами; правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов; формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 23 Правил N 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги (пункт 24 Правил N 1156).
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой по смыслу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (договор от 27.08.2018 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с приложениями, дополнительными соглашениями, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2018 с приложениями, акты оказанных услуг, платежные поручения об оплате услуг по договорам от 27.08.2018, от 01.10.2018, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости начислений потребителям платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, письмо ООО "М2М-Восток" от 15.07.2020, расчеты, переписку сторон), суды обеих инстанций установили факты оказания предприятием региональному оператору услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в период с августа 2018 года по январь 2019 года, оказания региональным оператором предприятию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с октября 2018 года по май 2019 года и в отсутствие доказательств полной оплаты оказанных услуг удовлетворили первоначальный и встречный иски в заявленных размерах.
Проверив период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами и пени, суды также удовлетворили первоначальный и встречный иски в указанной части.
Доводы регионального оператора о недоказанности факта оказания предприятием услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов отклоняются судом округа. Как верно установили суды, факт оказания предприятием услуг региональному оператору подтвержден имеющимися в деле актами оказанных в период с августа 2018 года по январь 2019 года услуг, подписанными сторонами договора от 27.08.2018 без замечаний и возражений.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Ссылка ООО "СТ-ТБО" на неверный способ учета твердых коммунальных отходов по договору об оказании услуг по транспортированию отходов отклоняется в связи со следующим.
Правила N 505, регулирующие порядок коммерческого учета объема и или массы твердых коммунальных отходов, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета: 1) исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; 2) исходя количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; 3) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила N 505 устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.
Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов (пункт 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7).
Следовательно, Правила N 505 допускают коммерческий учет твердых коммунальных отходов при осуществлении расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, расчетным путем в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, что соответствует способу, согласованному сторонами в пункте 3.2 договора.
При этом, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2018, учет объема твердых коммунальных отходов осуществлен расчетным путем исходя из нормативов накопления отходов, что также соответствует подпункту "а" пункта 5 Правил N 505, пункту 15 договора.
Довод МУП "Енисей" о том, что предприятие не является лицом, обязанным оплачивать оказанные региональным оператором услуги, отклоняется судом округа.
Положения пункта 148(3) Правил N 354, определяющие исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами как лицо из числа указанных в пунктах 148(4), 148(5) Правил N 354, относят к таковым как управляющую организацию, выбранную в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, с которой собственники помещений заключили договор управления; так и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключившего с собственниками помещений договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
При избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги возложена на управляющую организацию.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами выступает исполнителем коммунальных услуг в случае, если после 03.04.2018 собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении с ним договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирных домах после 03.04.2018 решений о заключении с региональным оператором договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицом, обязанным оплатить услуги ООО "СТ-ТБО", является МУП "Енисей".
Наличие между региональным оператором и предприятием правоотношений по агентскому договору не изменяет правовой статус указанных лиц.
Иное толкование заявителями кассационных жалоб положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу, поскольку суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы МУП "Енисей" по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на указанное лицо.
Поскольку региональному оператору до окончания кассационного производства по делу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию с ООО "СТ-ТБО" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2021 года по делу N А69-2602/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пункта 148(3) Правил N 354, определяющие исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами как лицо из числа указанных в пунктах 148(4), 148(5) Правил N 354, относят к таковым как управляющую организацию, выбранную в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, с которой собственники помещений заключили договор управления; так и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключившего с собственниками помещений договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
...
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами выступает исполнителем коммунальных услуг в случае, если после 03.04.2018 собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении с ним договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирных домах после 03.04.2018 решений о заключении с региональным оператором договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицом, обязанным оплатить услуги ООО "СТ-ТБО", является МУП "Енисей"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2021 г. N Ф02-3372/21 по делу N А69-2602/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3372/2021
04.05.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1651/2021
04.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2602/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2602/19