город Иркутск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А19-12951/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Качукова С.Б., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2020 года по делу N А19-12951/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Аэропорт Братск" (ОГРН 1023800916413, ИНН 3805104706, Иркутская область, Братский район, далее также - ПАО "АэроБратск", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ОГРН 1027714007089, ИНН 7714276906, г. Москва, далее также - ФГУП "АГА (А)", ответчик) о признании права на определение размера арендной платы по договору аренды федерального имущества аэропорта Братск от 28.04.2015 N 3953/1 в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666, начиная с 05.01.2018 на 2018, 2019, 2020 годы и на последующие периоды до изменения законодательства о порядке определения размера арендной платы по договорам аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности; об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды федерального имущества аэропорта Братск от 28.04.2015 N 3953/1 в соответствии с порядком, установленным постановлением N 1666, начиная с 05.01.2018, и об определении годового размера арендной платы отдельно по 2018, 2019, 2020 годам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2021 года, признано обязательным применение с 05.01.2018 к договору аренды федерального имущества аэропорта Братск от 28.04.2015 N 3953/1 порядка определения размера арендной платы, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения" (далее также - Постановление N 1666, Положение). Судом на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет арендной платы по договору аренды федерального имущества аэропорта Братск от 28.04.2015 N 3953/1 в соответствии с порядком, установленным постановлением N 1666, начиная с 05.01.2018, и определить размер арендной платы отдельно за 2018, 2019 и 2020 годы.
Судом с ответчика в пользу истца взыскано 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГУП "АГА (А)" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы ответчик сослался на ошибочное применение судами к правоотношениям сторон Постановления N 1666, вступившего в силу с 05.01.2018, после заключения сторонами договора аренды. По мнению заявителя жалобы, вступление в законную силу нормативного акта, утвердившего порядок определения размера арендной платы по договорам аренды аэродромов гражданской авиации, не влечет автоматического изменения расчета арендной платы. Возможность изменения размера арендной платы обусловлена действиями самого истца, который, в соответствии с пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации должен сам направить арендатору в разумный срок требование об исполнении пункта 4.11 договора, считает ответчик.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 07 июня 2021 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.04.2015 ФГУП "АГА (А)" (арендодатель) и ПАО "АэроБратск" (арендатор) заключили договор аренды федерального имущества аэропорта Братск N 3953/1, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование за плату сроком на 49 лет передано принадлежащее арендодателю на праве хозяйственного ведения имущество.
В соответствии с условиями раздела 4 договора арендная плата за пользование имуществом устанавливается в размере 6 898 695 рублей 36 копеек в год, в том числе НДС 18% - 1 052 343 рубля 36 копеек (пункт 4.1); размер ежемесячного платежа за аренду имущества рассчитывается как 1/12 от ставки арендной платы за год и составляет 574 981 рубль 28 копеек, в том числе НДС - 87 695 рублей 28 копеек (пункт 4.4).
В пункте 4.11 договора стороны согласовали условие о том, что в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению без оформления дополнительного соглашения к договору.
Обращаясь с иском в суд, истец ссылается на то, что в период действия договора аренды в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы заключения договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, были внесены изменения, в связи с чем истец полагает, что имеются основания при определении годового размера арендной платы применять положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1666.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 421, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и исходил из обоснованности требований истца.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арендная плата за пользование находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов является регулируемой.
Так, при определении годового размера такой арендной платы следует руководствоваться Положением, принятым во исполнение статьи 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации".
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности, условия договора аренды от 28.04.2015 N 3953/1, доводы, положенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также установив, что объектом аренды по договору от 28.04.2015 N 3953/1 является находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что независимо от предусмотренного договором аренды механизма изменения арендной платы, сторонам при определении годового размера арендной платы за использование находящегося в федеральной собственности движимого и недвижимого имущества аэродрома гражданской авиации в заявленные истцом периоды (2018, 2019, 2020 годы) с 05.01.2018 следует руководствоваться Положением, принятым во исполнение статьи 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ и определять размер арендной платы исключительно в соответствии с названным Положением. При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у истца права на внесение арендной платы в размере, определенном Положением, в связи с чем правомерно удовлетворили предъявленные истцом требования.
Довод ответчика о том, что изменение порядка определения размера арендной платы поставлено в зависимость от наличия соответствующего заявления арендатора об исполнении пункта 4.11 договора по правилам пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судом округа как не соответствующий условиям пункта 4.11 договора, не возлагающего на арендатора обязанность совершать действия по направлению какого-либо требования в адрес арендодателя.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2020 года по делу N А19-12951/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности, условия договора аренды от 28.04.2015 N 3953/1, доводы, положенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также установив, что объектом аренды по договору от 28.04.2015 N 3953/1 является находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество, предназначенное для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что независимо от предусмотренного договором аренды механизма изменения арендной платы, сторонам при определении годового размера арендной платы за использование находящегося в федеральной собственности движимого и недвижимого имущества аэродрома гражданской авиации в заявленные истцом периоды (2018, 2019, 2020 годы) с 05.01.2018 следует руководствоваться Положением, принятым во исполнение статьи 13.2 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ и определять размер арендной платы исключительно в соответствии с названным Положением. При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у истца права на внесение арендной платы в размере, определенном Положением, в связи с чем правомерно удовлетворили предъявленные истцом требования.
Довод ответчика о том, что изменение порядка определения размера арендной платы поставлено в зависимость от наличия соответствующего заявления арендатора об исполнении пункта 4.11 договора по правилам пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судом округа как не соответствующий условиям пункта 4.11 договора, не возлагающего на арендатора обязанность совершать действия по направлению какого-либо требования в адрес арендодателя."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2021 г. N Ф02-2944/21 по делу N А19-12951/2020