город Иркутск |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А69-1006/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Звечаровской Т.А., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 года по делу N А69-1006/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ОГРН 1111719000414, ИНН 1701048813, далее - Минстрой Республики, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, далее - ООО "СТ-ТБО", региональный оператор) о расторжении заключенного между сторонами соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, региональный оператор обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие оснований для расторжения соглашения от 29.05.2018, предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, акты от 24.03.2020, от 25.03.2020 не подтверждают факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, поскольку составлены лицами, не являющимися потребителями коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов; истец не уполномочен на принятие решения о лишении статуса регионального оператора; в материалы дела не представлены акты внеплановых проверок деятельности ответчика.
Кроме того, региональный оператор ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении ходатайства о приостановлении настоящего дела до разрешения дела N А69-880/2020.
Истец в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность.
В судебном заседании 13.07.2021 представитель регионального оператора поддержала доводы кассационной жалобы, представитель истца возражала против удовлетворения жалобы.
Определением суда округа от 13 июля 2021 года на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 14 часов 00 минут 27 июля 2021 года.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания после отложения рассмотрения кассационной жалобы извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматриваются без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, дополнении к ней и отзыве на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.04.2018 Минстроем Республики объявлен конкурс по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам которого победителем признано ООО "СТ-ТБО".
29.05.2018 между истцом (организатор конкурса) и ответчиком (региональный оператор) в соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 04.05.2018 и на основании постановления Правительства Республики Тыва от 21.12.2017 N 561 "Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, по условиям которого организатор конкурса поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва. Основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Республики Тыва, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 28.12.2016 N 220.
В обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; реализация территориальной схемы и региональной программы в области обращения с отходами; заключение и исполнение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по переработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов; рассмотрение претензий, жалоб потребителей услуг в сфере обращения с отходами и принятие по ним решений в пределах своей компетенции (пункт 6.1 соглашения).
Соглашение заключено на срок с 01.06.2018 по 01.06.2028 (пункт 7.1 соглашения).
Приказом Минстроя Республики N 102-од от 01.06.2018 ООО "СТ-ТБО" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
Организатор конкурса осуществляет текущий контроль за деятельностью регионального оператора в рамках исполнения данного соглашения путем мониторинга и анализа полученной от регионального оператора отчетности, а также информации о деятельности регионального оператора, предоставляемой федеральными, исполнительными, муниципальными органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.1 соглашения).
Досрочное расторжение соглашения возможно в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Тыва по основаниям, определенным Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) (пункт 10.3 соглашения).
Приказом Минстроя Республики N 74-од от 30.03.2020 ООО "СТ-ТБО" лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
08.04.2020 обществу "СТ-ТБО" направлено требование о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018.
Не согласившись с приказом Минстроя Республики N 74-од от 30.03.2020, ответчик обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу N А69-880/2020 в удовлетворении заявления ООО "СТ-ТБО" о признании недействительным приказа Минстроя Республики N 74-од от 30.03.2020 отказано. В рамках указанного дела установлены многократные (2 раза и более) факты нарушения ООО "СТ-ТБО" принятых обязательств, выразившихся в необеспечении сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, в результате чего контейнеры переполнялись твердыми коммунальными отходами, вокруг контейнеров образовывалась свалка из отходов.
Неисполнение ответчиком требования о расторжении соглашения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 182, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5, 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункт 40 Правил N 1156 исходили из наличия оснований для расторжения соглашения по причине многократных нарушений ООО "СТ-ТБО" принятых на себя обязательств, а также в связи с лишением ответчика статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе N 89-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.
По смыслу частей 1, 3 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются только юридическим лицом, которому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту "а" пункта 40 Правил N 1156, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (соглашение от 29.05.2018, приказ N 74-од от 30.03.2020, приказ N 92-од от 21.04.2020, акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору о некачественном оказании услуг по вывозу отходов с приложенными к ним фотоматериалами, извещения о составлении актов, письма ООО "СТ-ТБО"), суды обеих инстанций установили факт лишения общества "СТ-ТБО" 30.03.2020 статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и пришли к выводу о наличии оснований для расторжения соглашения от 29.05.2018 с учетом пункта 10.3 соглашения.
К выводу о доказанности факта неоднократного нарушения ответчиком принятых на себя обязательств как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами суды пришли на основании оценки всех представленных в материалы дела доказательств, с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу N А69-880/2020.
Указанным судебным актом, имеющим в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, приказ от 30.03.2020 о лишении ответчика статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами признан законным, нарушений при его издании не допущено.
В связи с указанным, доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии с его стороны нарушений обязательств по соглашению, отсутствии у истца полномочий на принятие решения о лишении ответчика статуса регионального оператора отклоняются судом округа.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу, поскольку суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отклоняется также довод ответчика о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении настоящего дела, поскольку нарушений требований статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанного ходатайства судом первой инстанции не допущено.
Несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Поскольку региональному оператору до окончания кассационного производства по делу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию с ООО "СТ-ТБО" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 года по делу N А69-1006/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 40 Правил N 1156, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором.
...
К выводу о доказанности факта неоднократного нарушения ответчиком принятых на себя обязательств как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами суды пришли на основании оценки всех представленных в материалы дела доказательств, с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу N А69-880/2020."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2021 г. N Ф02-3486/21 по делу N А69-1006/2020