город Иркутск |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А10-6249/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Юрты" - Каурова А.В. (доверенность от 26.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юрты" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 года по делу N А10-6249/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее - Росздравнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юрты" (ОГРН 1050302350010, ИНН 0320003716, далее - ООО "Юрты", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2021 года, требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество полагает ошибочными выводы судов о том, что осуществляемая деятельность по оказанию услуг "Ванны минеральные лечебные" относится к медицинским услугам, требующим наличие лицензии. Доказательств того, что наружное применение воды из скважины N Р-1 может нанести вред здоровью граждан не имеется, судами данное обстоятельство не устанавливалось.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Росздравнадзор о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные уведомления - т.1 л.д. 136, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направил, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Кабанском районе о выявлении факта осуществления ООО "Юрты" деятельности по предоставлению платных услуг населению по посещению ванн с термальной водой в отсутствие соответствующей лицензии, 23.11.2020 Росздравнадзором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и проведении административного расследования N 26.
В ходе проведения должностным лицом Росздравнадзора оперативных мероприятий с 23.11.2020 по 25.11.2020 установлено, что ванный корпус, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка", 91 находится в одноэтажном деревянном строении, на здании имеется реклама ванного корпуса, вывески: "Массаж", "Ванны", "Ванны минеральные метановые".
На административной стойке ванного корпуса имеются:
- прайс-лист на услуги ванного корпуса, в котором указаны цены на прием минеральных ванн;
- лист с информацией о скважине Р-1;
- лист с информацией о лечебных минеральных термальных водах Жемчугского месторождения;
- свидетельство о регистрации юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
- устав ООО "Юрты";
- разрешение на строительство;
- постановление об утверждении акта по приемке и вводу в эксплуатацию законченного строительством ванного корпуса ООО "Юрты" в местности "Вышка";
- технический паспорт на нежилое здание;
- кассовый приходный чек ООО "Юрты" на сумму 400 рублей за услуги ванного корпуса.
В ванном корпусе находится 16 ванн, из которых 5 ванн типа джакузи. Сам ванный корпус состоит из двух соединенных корпусов. В каждом корпусе находится по 8 ванн.
На стенах ванных корпусов имеются листы с информацией по приему минеральных ванн. Список посетителей ванного корпуса не ведется, предоставление услуги "минеральные ванны лечебные" осуществляется путем оплаты наличным или безналичным расчетом в соответствии с прайс-листом. Также в указанных корпусах находятся небольшие массажные кабинеты, в которых находятся массажные кушетки. Регистрационные удостоверения на данные массажные кушетки отсутствуют. Со слов администратора Харебиной Л.И. массаж в данных кабинетах в настоящее время не осуществляется. Массаж осуществляется в летнее время, и используется массажистами, которые арендуют данные кабинеты. В ходе осмотра осуществлялась фотосъемка с применением технических средств.
26.11.2020 общество направило в административный орган объяснения, в которых указало на то, что не осуществляет медицинскую деятельность.
08.12.2020 общество направило в административный орган объяснения.
21.12.2020 в отношении ООО "Юрты" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1, статьи 28.8 КоАП РФ и части 1 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя требования административного органа, суды исходили из достаточности представленных в материалы дела доказательств, свидетельствующих о совершении ООО "Юрты" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Судами правильно применены положения статьи 3, пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, пункт 2 статьи 2, пункты 2, 5 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункт 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях", приложение N 13 Приказа Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения", Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", с учетом правового подхода, изложенного в пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и по результатам всестороннего исследования в совокупности и взаимной связи имеющихся в материалах дела доказательств (в том числе Бальнеологического заключения от 28.01.2020 N 1-К, выданным филиалом Томского научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии Федерального государственного бюджетного учреждения "Сибирский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства") на предмет их соответствия требованиям Главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество осуществляет медицинскую деятельность в виде оказания услуг "Ванны минеральные лечебные" путем использования минеральной воды из скважины Р-1 в отсутствие действующей (действовавшей) лицензии на осуществление указанной деятельности.
Установив, что общество имело возможность надлежащим образом выполнить требования Закона N 99, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, суды на основании положений статей 2.1, 2.2 КоАП РФ обоснованно посчитали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при возбуждении административного дела и его производстве суды двух инстанций не усмотрели, доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены. Оснований для иных выводов по указанным вопросам у суда округа не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, а несогласие заявителя жалобы с выводами судов и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
По существу приведенные в кассационной жалобе мотивы несогласия с судебными актами направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 года по делу N А10-6249/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
...
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
...
Установив, что общество имело возможность надлежащим образом выполнить требования Закона N 99, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, суды на основании положений статей 2.1, 2.2 КоАП РФ обоснованно посчитали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2021 г. N Ф02-3602/21 по делу N А10-6249/2020