Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2021 г. N Ф02-3602/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
21 мая 2021 г. |
дело N А10-6249/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимово О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юрты" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2021 года по делу N А10-6249/2020 по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (ОГРН 1060326020523, ИНН 0326031149; 670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Некрасова, 20) к обществу с ограниченной ответственностью "Юрты" (ОГРН 1050302350010, ИНН 0320003716; 671020, Республика Бурятия, Тункинский район, село Жемчуг) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Юрты" - Кауров А.В. - представителя по доверенности от 26.12.2020,
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Бурятия или территориальный или административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью "Юрты" (далее - ООО "Юрты", общество или лицо, привлекаемое к ответственности) с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2021 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на отсутствие вменяемого ему административного правонарушения.
Территориальный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12 мая 2021 года был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 14 мая 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, привлекаемого к ответственности, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Юрты" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.01.2005 за основным государственным регистрационным номером 1050302350010.
23 ноября 2020 года в связи с поступившей 29 октября 2020 года информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Кабанском районе о том, что при рассмотрении материалов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, установлено отсутствие у ООО "Юрты" лицензия на осуществление медицинской деятельности при предоставлении платных услуг населению по посещению ванн с термальной водой, специалистом-экспертом одела организации контроля надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этот же день специалистом-экспертом одела организации контроля надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия вынесено определение об истребовании сведений от ООО "Юрты".
26 ноября 2020 года ООО "Юрты" направило в административный орган объяснения, в которых указало на то, что не осуществляет медицинскую деятельность.
В период с 23.11.2020 по 25.11.2020 специалистом-экспертом одела организации контроля надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия осуществлен выезд в Тункинский район в рамках административного расследования, в ходе которого произведен осмотр ванного корпуса ООО "Юрты", расположенного по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка", 91.
В ходе осмотра установлено: ванный корпус находится в одноэтажном деревянном строении. На здании имеется реклама ванного корпуса, вывески: "Массаж", "Ванны", "Ванны минеральные метановые".
На административной стойке ванного корпуса имеются:
- прайс-лист на услуги ванного корпуса, в котором указаны цены на приём минеральных ванн;
- лист с информацией о скважине Р-1;
- лист с информацией о лечебных минеральных термальных водах Жемчугского месторождения;
- свидетельство о регистрации юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
- устав ООО "Юрты";
- разрешение на строительство;
- постановление об утверждении акта по приёмке и вводу в эксплуатацию законченного строительством ванного корпуса ООО "Юрты" в местности Вышка;
- технический паспорт на нежилое здание;
- кассовый приходный чек ООО "Юрты" на сумму 400 рублей за услуги ванного корпуса.
В ванном корпусе находится 16 ванн, из которых 5 ванн типа джакузи. Сам ванный корпус состоит из двух соединённых корпусов. В каждом корпусе находится по 8 ванн. На стенах ванных корпусов имеются листы с информацией по приёму минеральных ванн. Список посетителей ванного корпуса не ведётся, предоставление услуги "минеральные ванны лечебные" осуществляется путём оплаты наличным или безналичным расчётом в соответствии с прайс-листом. Также в указанных корпусах находятся небольшие массажные кабинеты, в которых находятся массажные кушетки. Регистрационные удостоверения на данные массажные кушетки отсутствуют. Со слов администратора Харебиной Л.И. массаж в данных кабинетах в настоящее время не осуществляется. Массаж осуществляется в летнее время, и используется массажистами, которые арендуют данные кабинеты.
Осмотр ванного корпуса ООО "Юрты" осуществлён 23 ноября 2020 года в период времени с 17 часов 00 минут до 17 часов 30 минут. В ходе осмотра осуществлялась фотосъёмка с применением технических средств.
По результатам осмотра специалистом-экспертом одела организации контроля надзора в сфере здравоохранения Территориального органа составлена служебная записка от 26.11.2020
Определением от 02 декабря 2020 года административным органом истребованы сведения от ООО "Юрты".
21 декабря 2020 года специалистом-экспертом одела организации контроля надзора в сфере здравоохранения Территориального органа в отношении ООО "Юрты" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ
В соответствии с частью 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ и частью 1 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности правильными, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу частей 3 и 4 статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия, утвержденного Приказом Росздравнадзора от 06.10.2020 N 9135, приказа Росздравнадзора от 10.10.2005 N 2220-Пр/05 "Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" протокол об административном правонарушении от 21.12.2020 N 52 составлен уполномоченным должностным лицом.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статьей 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Правительством Российской Федерации постановлением от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, и приложение к нему, содержащее перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена, в том числе медицинская реабилитация.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10).
Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов (часть 2 статьи 40).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями), в том числе в реабилитационных целях, на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 года N 121н утверждены требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании, в том числе медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Пунктом 6 данных требований установлено, что при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги), в том числе по медицинской реабилитации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Закона об основах охраны здоровья граждан Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок организации санаторно-курортного лечения утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 279н
Приложением N 13 к данному порядку установлены Правила организации деятельности бальнеологической лечебницы.
Бальнеологическая лечебница является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации и иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Бальнеологическая лечебница располагается на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта и осуществляет проведение отдельных методов санаторно-курортного лечения с применением природных минеральных вод и рассолов (бальнеолечение) и пресных вод (водолечение) (пункт 2).
В структуре бальнеологической лечебницы рекомендуется предусматривать лечебные отделения (кабинеты), в том числе: отделение бальнеотерапии (кабины для отпуска ванн, подводного душ-массажа, вихревых ванн, лечебных душей) (подпункт "б" пункта 5).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации приказ от 13 октября 2017 года N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, согласно пункту 1 которой она (далее - Номенклатура) представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Согласно Номенклатуре в перечень таких услуг включена, в том числе услуга с кодом А20.30.001 "Ванны минеральные лечебные", где раздел "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение (пункт 3), код "20 означает определенный тип медицинской услуги - лечение климатическими воздействиями (например, вода, воздух) (пункт 4.1), код "30" класс раздела "А" (от 01 до 31) означает анатомо-функциональную область - прочее (класс "Прочие" включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе) (пункт 4.2).
В силу пункта 4.3 Номенклатуры вид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение. Подвид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги в зависимости от способов (методик) их выполнения.
Поскольку в соответствии с Номенклатурой, Положением о лицензировании медицинской деятельности и Закона об основах охраны здоровья граждан "ванны минеральные лечебные", "лечение климатическими воздействиями (например, вода, воздух)" является медицинской услугой, составляющей медицинскую деятельность, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию этих услуг подлежит лицензированию.
Бальнеологическим заключением от 28.01.2020 N 1-К, выданным филиалом "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии Федерального государственного бюджетного учреждения "Сибирский федеральный научно-центр Федерального медико-биологического агентства", на подземные воды скважины N Р-1 (Местность "Вышка" с. Жемчуг Тункинский район 10 Республика Бурятия) в соответствии с критериями, установленными национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54316-2011 "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2011 года N 55-ст, вода из вышеуказанной скважины является минеральной питьевой лечебно-столовой и отнесена к XXV группе минеральной воды (хлоридногидрокарбонатная (гидрокарбонатно-хлоридная) натриевая).
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции, что административным органом установлено осуществление ООО "Юрты" медицинской деятельности в виде оказания услуг - "Ванны минеральные лечебные".
Информация о наличии у ООО "Юрты" действующей (действовавшей) лицензии на осуществление медицинской деятельности в едином реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что ООО "Юрты" осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что составляет в его действиях объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) подтверждается исследованными судом материалами дела, в том числе, протоколом от 21.12.2020, материалами проверки проведенного с 23.11.2020 по 25.11.2020 (фотоматериалы), служебной запиской и другими материалами дела.
Следовательно, действия общества административным органом по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 2.2. КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно разъяснениям постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункт 16.1), при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ООО "Юрты" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина ООО "Юрты" в совершении вменяемого административного правонарушения также имеет место.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Юрты" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Каких-либо нарушений порядка проведения проверки лицензионных требований и процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не установлено.
Лицо привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обществу назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2021 года по делу N А10-6249/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6249/2020
Истец: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия
Ответчик: ООО ЮРТЫ