город Иркутск |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А19-21580/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Слава" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-21580/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363, г. Иркутск; далее - ООО "Слава", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2020 N 38-00022911 Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - Байкальское МУГАДН, Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Слава" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 1.5, 2.1, 4.5, части 5 статьи 11.33, статей 24.5, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 29.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции нарушен установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухмесячный срок давности для рассмотрения дела об административном правонарушении; суд апелляционной инстанции не дал оценку данному доводу; Общество имело право в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона N 220-ФЗ на изменение, в том числе характеристик транспортных средств; информационное табло отсутствовало исключительно в связи с тем, что вышло из строя после выхода 22.10.2020 по маршруту и требовался ремонт данного оборудования; представленное в материалы дела письмо Общества в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о возможном изменении характеристик транспортных средств носит уведомительный характер, ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации было оставлено в специальной коробке для писем в Министерстве, следовательно, входящего штампа не предусмотрено; выпуск транспортных средств без дополнительных характеристик обусловлен отсутствием возможности оперативно заменить оборудование или произвести ремонт вследствие того, что специализированные организации, занимающиеся поставкой или ремонтом оборудования, работают удаленно либо приостановили деятельность по причине введения на территории Российской Федерации режима повышенной готовности; 24.10.2020 информационное табло было отремонтировано, вменяемое нарушение является устранимым; направив письмо от 13.10.2020 в Министерство о возможном изменении характеристик транспортных средств, общество приняло все возможные и достаточные меры для обеспечения соблюдения требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон и проведения судебного заседания.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.09.2020 N 0276 Управлением проведен плановый (рейдовый) осмотр, в ходе которого проверено транспортное средство марки 221 GS-В, государственный регистрационный знак T692AP 138 RUS, под управлением водителя Харинчука А.В., по путевому листу N 1783 от 22.10.2020, выданному перевозчиком ООО "Слава", по карте маршрутов регулярных перевозок серия 38 N 0006126 с 28.04.2020 по 26.04.2025, выданной перевозчику ООО "Слава".
В ходе осмотра административным органом установлено, что данное транспортное средство не соответствует характеристикам, указанным в карте маршрута, так как отсутствует электронное табло автоматического отображения информации об остановочных пунктах (пункт 1 карты маршрута), что является нарушением части 3 статьи 17, пункта 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ.
Результаты проверки зафиксированы в акте результатов планового (рейдового) осмотра, обследования автобуса на линии (регулярные перевозки в пригородном сообщении) от 22.10.2020 N 1227.
По данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол от 12.11.2020 N 38-0003638/1284 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Байкальского МУГАДН от 26.11.2020 N 38-0002911 ООО "Слава" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2). Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3).
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В карте маршрута регулярных перевозок указываются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (пункт 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно пункту 7 Приказа Минтранса России от 10.11.2015 N 332 "Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения" в пункте 6 карты маршрута указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Пунктом 28 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что под характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, следует понимать наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что согласно карте маршрутов регулярных перевозок серия 38 N 0006126 предусмотрены характеристики транспортных средств, а именно: наличие в салоне транспортного средства электронного табло автоматического отображения информации об остановочных пунктах. Однако в нарушение приведенных требований 22.10.2020 транспортное средство марки - автобус 221 GS-В, государственный регистрационный знак T692AP 138 RUS использовалось без электронных табло автоматического отображения информации, что Общество не оспаривает.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о том, что информационное табло отсутствовало исключительно в связи с тем, что вышло из строя после выхода 22.10.2020 по маршруту и требовался ремонт данного оборудования, был предметом исследования судами двух инстанций и мотивированно отклонен, так как не подтвержден материалами дела, не соответствует объяснениям водителя Харинчука А.В. в акте осмотра и представителя Общества к протоколу N 0003638, и не опровергает факт отсутствия на момент проведения осмотра дополнительного оборудования, предусмотренного картой маршрута.
Суды правильно указали, что Общество не предприняло необходимых мер по соблюдению использования автобуса с характеристиками, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Доводы о том, что Общество имело право в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона N 220-ФЗ на изменение, в том числе характеристик транспортных средств; таким правом Общество воспользовалось, направив письмо от 13.10.2020 в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о возможном изменении характеристик транспортных средств, которое носит уведомительный характер, также обоснованно отклонены судами.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, частью 1 статьи 29.1 Федерального закона N 220-ФЗ установлено право перевозчика на изменение, в том числе характеристик транспортных средств в случае, если принятие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения повлекло ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Материалами дела не подтверждается наступление указанных последствий, Общество на такие обстоятельства не ссылается.
Напротив, ООО "Слава" 21.07.2020 обращалось в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с письмом о выдаче дополнительных карт маршрута на межмуниципальный маршрут N 120, так как пассажиропоток на данном направлении существенно превышает количество автотранспорта.
Согласно информации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в ответ на определения Управления об истребовании сведений Министерство указывает на поступление названного письма от участников договора простого товарищества ООО "Слава" и ООО "Народный маршрут" от 21.07.2020, а также письма от 26.10.2020 о временном изменении схемы движения по маршруту N 120 (в части остановочных пунктов). Получение письма от 13.10.2020 с уведомлением об изменении характеристик транспортных средств Министерство не подтверждает.
Довод Общества о нарушении судом первой инстанции установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухмесячного срока давности рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении.
Предусмотренный частью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности определен для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, и в данном случае он соблюдён административным органом.
Порядок и сроки рассмотрения дел арбитражными судами предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу (часть 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", принимая во внимание, что срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не может превышать двух месяцев, а также учитывая особенности рассмотрения данной категории дел, связанные с необходимостью совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий в установленные судом и исчисляемые днями сроки, судам следует исходить из того, что если Новогодние каникулы и Рождество Христово (статья 112 Трудового кодекса Российской Федерации) приходятся на срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, этот срок увеличивается на восемь календарных дней.
Из материалов дела видно, что заявление Общества поступило в суд 03.12.2020. Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Поскольку срок рассмотрения дела приходился на Новогодние каникулы и Рождество Христово, срок рассмотрения дела истекал 11.02.2021, следовательно, дело рассмотрено судом (подписана резолютивная часть решения) 11 февраля 2021 года в установленный срок.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Таким образом, в рассматриваемом случае не установлены существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-21580/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренный частью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности определен для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, и в данном случае он соблюдён административным органом.
...
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", принимая во внимание, что срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не может превышать двух месяцев, а также учитывая особенности рассмотрения данной категории дел, связанные с необходимостью совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий в установленные судом и исчисляемые днями сроки, судам следует исходить из того, что если Новогодние каникулы и Рождество Христово (статья 112 Трудового кодекса Российской Федерации) приходятся на срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, этот срок увеличивается на восемь календарных дней."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 августа 2021 г. N Ф02-3267/21 по делу N А19-21580/2020