город Иркутск |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А19-2501/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителя Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска - Лавринович О.П. (доверенность от 21.01.2021 N 180-70-35/21, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2021 года по делу N А19-2501/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018, далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска (заменен процессуальным правопреемником Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750, далее - Комитет) о признании незаконным его бездействия по непроведению торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в г. Иркутске по 16-ти адресам: ул. Лермонтова 65/3, 65/1; ул.Розы Люксембург 215г, 203б; 251/6, 297/1; ул.Чкалова, 14а; бульвар Рябикова 5а/2, 42/1; ул. Вампилова 4/1; ул. Академическая 14в; ул. Глеба Успенского 1а; ул. Сибирских партизан 23а/1; ул. Баумана 215а/4; микрорайонах Первомайский 62а, Университетский 43/11 (далее - адреса) и обязании провести такие торги.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 года, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67), Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденное постановлением администрации города Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (далее - Положение о размещении НТО), Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденный приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр (далее - Порядок N 3-спр), приказ Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 12.09.2016 N 33-спр "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Иркутской области" (далее - Приказ N 33-спр).
Предприниматель в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (пункты 1, 4 статьи 39.3, статья 39.11, подпункт 4 пункта 9 статьи 39.11, подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33, пункт 2 статьи 39.33, пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ, статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральные законы: от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"); от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Законы N 381-ФЗ и N 135-ФЗ)), несоблюдение норм процессуального права (статьи 1, 2, 270 АПК РФ), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы: судами не установлены причины длительного непринятия мер по проведению оценки земельных участков; доказательства, подтверждающие проведение мероприятий по оценке земельных участков в деле отсутствуют; данные факты не были установлены и оценены судами; указанные обстоятельства свидетельствуют о нежелании Комитета проводить аукцион по указанным адресам, бездействии ответчика в непроведении торгов.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразил, ссылаясь на их несостоятельность.
Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель Комитета поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
31.10.2019 в рамках процедуры приема заявлений от хозяйствующих субъектов, в связи с подготовкой изменений в Схему размещения НТО (далее - Схема), предприниматель обратился в Комитет с заявлениями о предоставлении ему мест под размещение нестационарных торговых объектов.
Комитетом в письме от 29.11.2019 дан ответ о том, что предложения о внесении изменений в Схему учтены, по требованию о проведении торгов указано на осуществление работ по подготовке аукционной документации для проведения аукциона по продаже права заключения договоров аренды на размещение НТО в г. Иркутске.
В связи с тем, что торги на указанные объекты не проводились и не объявлены, предприниматель, полагая, что бездействие Комитета, выраженное в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение НТО по вышеуказанным адресам, указанных в Схеме, в отношении которых отсутствуют действующие договоры, заключенные в установленном порядке и не объявлены торги, приводит к необоснованному препятствованию хозяйствующим субъектам осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием НТО, что незаконно и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из недоказанности факта бездействия Комитета.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего.
Из смысла и содержания пунктов 6, 7 Положения о размещении НТО следует, что для проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО необходимо установить, что такие объекты включены в Схему, а также установить кадастровую стоимость земельных участков под ними.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.
Исходя из положений указанных норм права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
В связи с тем, что пять лет с проведения последней государственной кадастровой оценки истекли, Комитетом заключен муниципальный контракт от 08.11.2019 со специализированной организацией по оказанию услуг по проведению оценки 1 квадратного метра мест под размещение НТО в кадастровых кварталах, расположенных на территории г. Иркутска.
Комитетом исследованы все заявления о внесении изменений в Схему, начиная с 2016 года, совместно с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в НТО, выполнено уточнение их площадей, путем проведения геодезических работ, разработана графическая часть схемы, согласно пункту 4 Порядка N 3-спр.
Согласно пункту 10 Порядка N 3-спр, Схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, территориальному образованию, входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы.
Обращаясь с заявлением в суд, предприниматель просит признать незаконным бездействие Комитета, выраженное в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение НТО по 16-ти адресам.
На обращение предпринимателя письмом от 29.11.2019 Комитетом дан ответ, что предложения о внесении изменений в Схему учтены и подготавливается аукционная документация на проведении аукционов по продаже права на размещение НТО на территории г. Иркутска.
Судами также установлено проведение Комитетом следующих работ: уточнены адреса в отношении всех мест под размещение НТО в Схемах в связи с возведением новой застройки, переименованием остановок общественного транспорта, а также в целях приведения мест под размещение НТО к единообразному стилю; в Схемах исключены и включены места размещения НТО с учетом требований пожарной безопасности; проведена полная инвентаризация НТО, размещенных на территории города Иркутска, с целью обоснованного исключения их из Схем, а также соблюдения показателей обеспеченности населения города Иркутска количеством НТО в соответствии с Приказом N 33-спр из расчета на 10 000 человек.
На основании выполненных работ издано постановление администрации города Иркутска от 15.07.2019 N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", которое вступило в силу с 01.01 2020.
Кроме того, судами установлено: пять лет с проведения последней государственной кадастровой оценки истекли, действия по установлению новой кадастровой стоимости земельных участков под размещение НТО не завершены, в связи, с чем основания для проведения аукционов в отношении земельных участков без установления их кадастровой стоимости, отсутствуют; в отношении размещенных без договорных отношений НТО Комитетом принимаются меры в соответствии с порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных НТО, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1.
НТО, расположенные по адресам: ул. Розы Люксембург 215г, 203б, 251/6, 297/1, ул. Сибирских Партизан, 23а/1, ул. Баумана, 215а/4 выставлены на торги, всю подробную информацию о соответствующем аукционе можно найти на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте администрации города Иркутска www.admirk.ru, на официальном сайте комитета kumi.admirk.ru и в газете "Иркутск официальный".
В отношении мест по адресам: ул. Лермонтова, 65/3, булвар Рябикова, 42/1, ул. Академическая у дома N 14в аукционная документация подготовлена.
Весной 2020 года все торги были приостановлены из-за угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в целях обеспечения предотвращения её распространения и на основании Указа Губернатора Иркутской области от 18.03.2020
N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с учетом изменений, внесенных Указом Губернатора Иркутской области N 78-уг). После снятия ограничений все необходимые действия Комитетом произведены.
НТО, указанные в заявлении предпринимателя по адресам: ул. Чкалова, 14а, ул. Лермонтова, 65/1, булвар Рябикова, 5а/2, ул. Вампилова, 4/1, ул. Глеба Успенского, 1а, микрорайоны Первомайский, д. 62а и Университетский, 43/1 отсутствуют в Схеме, следовательно, обязанность по проведению торгов в отношении вышеуказанных мест у Комитета отсутствует.
Доказательства, опровергающие данные факты, материалы дела не содержат.
Предприниматель в обоснование бездействия Комитета сослался на извещение о приостановлении проведения торгов, а так же на проведенную Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС) в отношении Комитета проверку и принятое по её результатам решение от 07.05.2020 N 038/637/20 о выявленных нарушениях при проведении торгов и нарушениях относительно сроков внесения изменений в аукционную документацию.
Оценив данный довод и представленные в его обоснование доказательства, судами установлено: приостановление проведения аукциона было связано с угрозой возникновения чрезвычайной ситуацией из-за распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, введением режима самоизоляции на территории Иркутской области, который неоднократно продлевался; из решения УФАС, в том числе следует, что Комитет не бездействует, а принимает меры по проведению аукциона; действующими Правилами N 67 не предусмотрено конкретных сроков проведения торгов уполномоченным органом.
Установленные судами обстоятельства соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
При установлении указанных обстоятельств, оценке доводов сторон и имеющихся в деле доказательств, а также распределении между сторонами бремени доказывания имеющих значение для правильного разрешения спора фактов, требования главы 7 и статьи 200 АПК РФ судами соблюдены.
В связи с изложенным, суд округа считает обоснованными выводы судов о недоказанности факта бездействия Комитета по проведению торгов и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Неправильного истолкования и применения судами положений приведенных выше норм права, регулирующих деятельность Комитета и его полномочия по осуществлению подготовки и проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в том числе пунктов 1, 4 статьи 39.3, статьи 39.11, подпункта 4 пункта 9 статьи 39.11, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 2 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, статей 1 и 10 ГК РФ, Законов N 381-ФЗ и N 135-ФЗ, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, суд округа не усматривает.
Довод о несоблюдении судами при рассмотрении спора требований статей 1, 2 и 270 АПК РФ материалами дела не подтвержден, предпринимателем документально не обоснован.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, повторяют изложенную в заявлении и апелляционной жалобе позицию предпринимателя и по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2021 года по делу N А19-2501/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.
Исходя из положений указанных норм права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
...
Неправильного истолкования и применения судами положений приведенных выше норм права, регулирующих деятельность Комитета и его полномочия по осуществлению подготовки и проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в том числе пунктов 1, 4 статьи 39.3, статьи 39.11, подпункта 4 пункта 9 статьи 39.11, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 2 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, статей 1 и 10 ГК РФ, Законов N 381-ФЗ и N 135-ФЗ, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2021 г. N Ф02-4347/21 по делу N А19-2501/2020