город Иркутск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А19-119/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Ламанского В.А., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2021 года по делу N А19-119/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850023249, ИНН 3801131931, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) 1 957 000 рублей убытков, понесенных в связи с обеспечением жилым помещением гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области, министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2021 года (с учетом определения от 26.02.2021), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, отнесение судами данных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Истец доводы жалобы отклонил, считая их несостоятельными (письменный отзыв от 15.07.2021).
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем размещения информации о рассмотрении жалобы в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Крист Е.Н. является инвалидом, страдающим заболеванием (инфильтированный туберкулез легких), попадающим под перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действовавший в спорный период, далее - Перечень N 378).
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 13.04.2017 N 601-па Крист Е.Н. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Во исполнение названного постановления Крист Е.Н. предоставлено жилое помещение стоимостью 1 957 000 рублей (распоряжение Комитета от 19.12.2017 N 3091 о заключении договора социального найма; договор социального найма от 15.01.2018 N 01).
Полагая, что расходы в размере 1 957 000 рублей, связанные с приобретением квартиры для Крист Е.Н., подлежат возмещению за счет средств Российской Федерации, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования Комитета, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов правомерными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции, действующей с 13.05.2015) (далее - Закон N 77-ФЗ).
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда данным категориям граждан могут предоставляться органами местного самоуправления по договорам социального найма в случае наделения муниципальных образований в установленном законодательством порядке соответствующими государственными полномочиями (часть 4 статьи 49 названного Кодекса).
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" установлено, что лица, страдающие активной формой туберкулеза, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Меры социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом в части 2 статьи 26.3 названного Закона не указаны.
Вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений больным туберкулезом на территории Иркутской области не урегулирован.
Из положений Закона N 77-ФЗ также не следует, что предоставление меры социальной поддержки больным туберкулезом в форме предоставления жилых помещений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 названного Закона).
Поскольку порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, суды, учитывая правовое регулирование и правовые позиции, сформированные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 2-О-Р, пришли к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.11.2016 N 309-ЭС16-8490 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Факт несения истцом убытков подтверждается материалами дела.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод заявителя жалобы об отсутствии законных оснований для возмещения спорных расходов за счет федерального бюджета подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права без учета правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2021 года по делу N А19-119/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.А. Ламанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений Закона N 77-ФЗ также не следует, что предоставление меры социальной поддержки больным туберкулезом в форме предоставления жилых помещений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 названного Закона).
Поскольку порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, суды, учитывая правовое регулирование и правовые позиции, сформированные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 2-О-Р, пришли к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.11.2016 N 309-ЭС16-8490 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2021 г. N Ф02-4211/21 по делу N А19-119/2021