город Иркутск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А33-4137/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу - Горбатовой Е.Е. (доверенность от 07.09.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 апреля 2021 года по делу N А33-4137/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чулым-Уголь" (ИНН 2466079426, ОГРН 1022402667715, далее - АО "Чулым-Уголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - департамент, Центрсибнедра) о признании незаконным решения об отказе в приостановлении права пользования недрами по лицензии КРР 03117 ТП, оформленного письмом от 24.11.2020 N 04-01/8365.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неверно истолкован пункт 3 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - постановление N 440), как позволяющий не представлять документы и обосновывать заявление о приостановлении права пользования недрами.
Центрсибнедра указывает, что предусмотренное приведенной выше нормой ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет может быть предоставлено пользователю недр по его заявлению исключительно в общем порядке, установленном для рассмотрения подобных обращений статьей 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее соответственно - Закон о недрах и Административный регламент).
Поскольку Административный регламент (пункты 106, 107) обязывает владельца лицензии указывать причины отказа от права пользования недрами, то лицензирующий орган должен проверять обоснованность указанных в обращении обстоятельств. Таким образом, пункт 3 приложения N 4 к постановлению N 440 не является самостоятельным основанием для принятия решения о приостановлении права пользования недрами по лицензии.
Также в кассационной жалобе приведены доводы о том, что проводившиеся на территории Красноярского края в 2020 году санитарно-эпидемиологические меры, направленные на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, не препятствовали деятельности АО "Чулым-Уголь" по недропользованию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.3-5, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Чулым-Уголь" выдана лицензия КРР 03117 ТП на право пользования недрами до 31.12.2025 в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку, месторождений полезных ископаемых. Участок недр расположен в Ачинском районе Красноярского края.
Обществом в Центрсибнедра подана заявка от 08.09.2020 N 9257 о приостановлении права пользования недрами по указанной выше лицензии на срок до 23.04.2022. В качестве основания для приостановления обществом указан пункт 3 приложения N 4 к постановлению N 440.
Комиссия по рассмотрению вопросов, отнесенным к полномочиям департамента, пришла к выводу, что оснований для приостановлении права пользования недрами по лицензии не имеется, поскольку необходимое обоснование в заявлении общества не приведено. Решение комиссии оформлено протоколом от 05.10.2020 N 26-2020 КРР.
Департаментом на основании решения комиссии в ответ на заявку общества направлено письмо от 24.11.2020 N 04-01/8365 об отказе в приостановлении права пользования недрами.
АО "Чулым-Уголь", полагая, что принятое решение противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие заявки пользователя недр о приостановлении права пользования недрами на основании пункта 3 приложения N 4 к постановлению N 440 является достаточным основанием для принятия решения о приостановлении права пользования недрами.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу решения и постановления ввиду следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Российской Федерации в 2020 и 2021 годах вправе принимать решения, предусматривающие, в частности, особенности лицензирования и иных разрешительных режимов, предусмотренных Законом о недрах.
Приложением N 4 к постановлению N 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Законом о недрах.
Так, пунктом 3 указанного приложения предусмотрено, что со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году" (т.е. с 23.04.2020) возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
В 2021 году пункт 3 приложения N 4 к постановлению N 440 не применяется (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 N 109).
Таким образом, как правильно указали суды, возможность приостановления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, предусмотренная пунктом 3 приложения N 4 к постановлению N 440, являлась временной мерой и, исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных правовых актов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, была принята Правительством Российской Федерации в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Указанное право пользователя недр на приостановление пользования недрами в 2020 году возникло напрямую, на основании приведенных выше норм законодательства и было обусловлено общеизвестным фактом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, поэтому не требовало дополнительного обоснования и документального подтверждения со стороны общества.
Следовательно, заявка общества от 08.09.2020 N 9257 на приостановление права пользования недрами по лицензии КРР 03117 ТП подлежала удовлетворению ответчиком на основании пункта 3 приложения N 4 к постановлению N 440.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на статью 20 Закона о недрах и Административный регламент в подтверждение того, что АО "Чулым-Уголь" в составе заявки должен был представить обосновывающие документы и указать иные конкретные причины обращения в лицензирующий орган с просьбой приостановить право пользования недрами, не могут быть приняты судом округа, как противоречащие специальной норме, регулировавшей рассматриваемые правоотношения с 23.04.2020 по 31.12.2020 - пункту 3 приложения N 4 к постановлению N 440.
При этом, вопреки позиции департамента, дополнительных требований к такой заявке (в том числе обоснование причин ее подачи) указанное постановление не содержит, как следствие, ссылка в заявке на пункт 3 приложения N 4 к постановлению N 440 является достаточным основанием для принятия компетентным органом решения о приостановлении права пользования недрами.
Приведенное в кассационной жалобе правовое регулирование, действовавшее на территории Красноярского края в 2020 году в целях осуществления санитарно-эпидемиологических мероприятий, на выводы судов по существу спора не влияет. Органу, предоставившему лицензию, не было делегировано право по своему усмотрению отклонять заявки, поступившие на основании пункта 3 приложения N 4 к постановлению N 440.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и сделаны при правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам.
Следовательно, суды двух инстанций пришли к мотивированному выводу о наличии основании для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 апреля 2021 года по делу N А33-4137/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложением N 4 к постановлению N 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Законом о недрах.
Так, пунктом 3 указанного приложения предусмотрено, что со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году" (т.е. с 23.04.2020) возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
В 2021 году пункт 3 приложения N 4 к постановлению N 440 не применяется (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 N 109).
...
Ссылки заявителя кассационной жалобы на статью 20 Закона о недрах и Административный регламент в подтверждение того, что АО "Чулым-Уголь" в составе заявки должен был представить обосновывающие документы и указать иные конкретные причины обращения в лицензирующий орган с просьбой приостановить право пользования недрами, не могут быть приняты судом округа, как противоречащие специальной норме, регулировавшей рассматриваемые правоотношения с 23.04.2020 по 31.12.2020 - пункту 3 приложения N 4 к постановлению N 440."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф02-4836/21 по делу N А33-4137/2021