город Иркутск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А58-55/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу окружной администрации города Якутска на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2021 года по делу N А58-55/2021 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Таирова Минура Шадибековна (ИНН 143527827551, ОГРНИП 314144723000052, далее - Таирова М.Ш., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) о признании незаконным распоряжения от 16.10.2020 N 592/1зр.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований Таировой М.Ш.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности, просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, постановление принято без учета статуса проекта планировки территории, вытекающего из положений пункта 1 части 4 и пункта 6 статьи 41, подпунктов "б" и "в" пункта 1 части 3 статьи 42, части 1, пункта 1 части 5 и пункта 1 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.3, 74, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу просил постановление оставить без изменения как законное и обоснованное.
Представитель администрации в заседании суда округа поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, предприниматель по договору купли-продажи от 29.06.2020 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:320 площадью 618 кв. м, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Шавкунова, дом 80, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилой дом, государственная регистрация права собственности произведена 07.07.2020.
18.08.2020 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного выше земельного участка - под магазин.
По результатам проведенных общественных обсуждений по вопросу, инициированному Таировой М.Ш., предложений и замечаний не поступило (пункт 16 протокола от 30.09.2020).
01.10.2020 утверждено заключение общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов, а также разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка.
02.10.2020 на заседании Комиссии по предоставлению разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории ГО "город Якутск" приняты рекомендации (пункт 20) об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320 "магазин" в связи с несоответствием проекту планировки 72 квартала г. Якутска.
16.10.2020 Администрацией вынесено распоряжение N 592/1зр об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320 "магазин" в связи с несоответствием проекту планировки 72 квартала г. Якутска.
Предприниматель, не согласившись с вышеуказанным распоряжением Администрации, оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал Таировой М.Ш. в удовлетворении требований, поскольку проект планировки территории 72 квартала, который в силу статей 41-43 ГрК является одним из видов документации по планировке территории, не предполагает размещение на рассматриваемом земельном участке магазина.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из того, согласно приложению N 1 к распоряжению от 13.04.2018 N 599р земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:320, принадлежащий на праве собственности предпринимателю, запланирован под размещение объектов дошкольного, начального и среднего общего образования (т. 1 л.д. 49), что также подтверждается приложением N 4 "Чертеж проекта планировки территории" сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 20.01.2021 N 07-066947 (т. 1 л.д. 43).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" N 169-НПА, принятыми решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N РЯГД-5-9 (далее - Правила N 169-НПА), а также сведениями ИСОГД, градостроительный регламент в отношении рассматриваемого земельного участка с основным видом разрешенного использования зоны Ж-6.2 "Застройка многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска" - дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1) допускает условно разрешенный вид использования земельного участка - магазины (4.4).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Администрацией не доказано соответствие распоряжения от 16.10.2020 N 592/1зр Правилам N 169-НПА.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Частью 2 статьи 36 Конституцией Российской Федерации гарантируется, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации подразделены на определенные категории и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 39 ГрК физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК).
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Правил N 169-НПА (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства на земельных участках, указанное (перечисленное) в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных действующим законодательством, настоящими Правилами, иными нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 42 статьи 1 указанных Правил разрешение на условно разрешенный вид использования - это документ, оформляемый в соответствии с требованиями статьи 39 ГрК, разрешающий правообладателям земельных участков применение вида использования из числа условно разрешенных видов использования, установленных настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 10 статьи 43.1 Правил N 169-НПА одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в зоне "Ж-6.2", является "дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1)"; одним из условно разрешенных видов использования земельного участка в вышеуказанной зоне является "магазины (4.4)". Аналогичная информация указана в представленных в материалы дела сведениях ИСОГД в разделе 6 "Требования градостроительного регламента".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:320, принадлежащей на праве собственности предпринимателю, запланирован под размещение объектов дошкольного, начального и среднего общего образования.
При этом проект планировки территории 72 квартала г. Якутска, который является одним из видов документации по планировке территории, не предполагает размещение объектов - магазинов.
Вместе с тем, как правильно установлено апелляционным судом, из раздела "Информация об утверждении градостроительной документации" сведений ИСОГД (т. 1 л.д. 40 оборот) следует, что решение о резервировании спорного земельного участка под муниципальные и государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято.
При таких обстоятельствах является правильным вывод апелляционного суда, что отказывая в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по мотиву его несоответствия проекту планировки 72 квартала г. Якутска Администрация не обосновала как в распоряжении от 16.10.2020 N 592/1зр, так и при рассмотрении дела, соблюдение указанных выше положений Правил N 169-НПА.
При этом положения статей 41-43 ГрК, на которые сослался заявитель кассационной жалобы, не освобождают Администрацию, действующую на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории, от соблюдения прав и законных интересов собственников земельных участков.
Исследование и оценка доказательств осуществлены апелляционным судом по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу фактическим обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2021 года по делу N А58-55/2021 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 43.1 Правил N 169-НПА одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в зоне "Ж-6.2", является "дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1)"; одним из условно разрешенных видов использования земельного участка в вышеуказанной зоне является "магазины (4.4)". Аналогичная информация указана в представленных в материалы дела сведениях ИСОГД в разделе 6 "Требования градостроительного регламента".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:320, принадлежащей на праве собственности предпринимателю, запланирован под размещение объектов дошкольного, начального и среднего общего образования.
При этом проект планировки территории 72 квартала г. Якутска, который является одним из видов документации по планировке территории, не предполагает размещение объектов - магазинов.
Вместе с тем, как правильно установлено апелляционным судом, из раздела "Информация об утверждении градостроительной документации" сведений ИСОГД (т. 1 л.д. 40 оборот) следует, что решение о резервировании спорного земельного участка под муниципальные и государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято.
При таких обстоятельствах является правильным вывод апелляционного суда, что отказывая в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по мотиву его несоответствия проекту планировки 72 квартала г. Якутска Администрация не обосновала как в распоряжении от 16.10.2020 N 592/1зр, так и при рассмотрении дела, соблюдение указанных выше положений Правил N 169-НПА.
При этом положения статей 41-43 ГрК, на которые сослался заявитель кассационной жалобы, не освобождают Администрацию, действующую на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории, от соблюдения прав и законных интересов собственников земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф02-4796/21 по делу N А58-55/2021