г. Чита |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А58-55/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Таировой Минуры Шадибековны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года по делу N А58-55/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Таировой Минуры Шадибековны (ИНН 143527827551, ОГРНИП 314144723000052) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия):
от заявителя: Чистоедов Д.В., представитель по доверенности от 12.06.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от заинтересованного лица: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Таирова Минура Шадибековна (далее -Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) о признании незаконным распоряжения от 16.10.2020 N 592/1зр "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года по делу N А58-55/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, оспариваемое распоряжение Администрации противоречит результатам публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.05.2021.
В судебном заседании 15 июня 2021 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 22 июня 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Заинтересованное лицо представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Предприниматель по договору купли-продажи от 29.06.2020 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:320 площадью 618 кв.м., находящийся по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Шавкунова, дом 80, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилой дом, государственная регистрация права собственности произведена 07.07.2020.
18.08.2020 Предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - под магазин.
Распоряжением Администрации от 16.09.2020 N 440/1зр было принято решение о проведении общественных слушаний.
30.09.2020 состоялись общественные обсуждения по вопросам предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов, а также разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, по результатам которых составлен протокол N 29.
В соответствии с пунктом 16 протокола рассматривался вопрос предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320, расположенного по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Шавкунова, дом 80 на "Магазин", инициатором является Таирова М.Ш., земельный участок в собственности от 07.07.2020, вид разрешенного использования - под жилой дом, Ж-6.2 зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами высотой от девяти и не более шестнадцати надземных этажей на территории центральной части г. Якутска, ПМ дошкольное, начальное образование, предложений и замечаний к проекту не поступило, в результате проведения общественных обсуждений на основании предоставленных документов приняты решения - признать общественные обсуждения по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320, расположенного по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Шавкунова, дом 60 на "Магазин" состоявшимися и направить в Комиссию по предоставлению разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории ГО "Город Якутск" заключение для рассмотрения и принятия рекомендаций.
01.10.2020 утверждено заключение общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов, а также разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка N 332.
02.10.2020 на заседании Комиссии по предоставлению разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории ГО "Город Якутск" приняты рекомендации (пункт 20), в соответствии с которыми Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Шавкунова, дом 60 на "Магазин" в связи с несоответствием проекту планировки квартала 72 города Якутска.
16.10.2020 Администрацией на основании заключения от 01.10.2020 N 332 вынесено распоряжение N 592/1зр "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320", в соответствии с которым Администрация отказала в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Шавкунова, дом 60 на "Магазин" в связи с несоответствием проекту планировки квартала 72 г. Якутска, заключение общественных обсуждений является приложением к распоряжению.
Предприниматель, не согласившись с вышеуказанным распоряжением Администрации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Частью 2 статьи 36 Конституцией РФ гарантируется, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Все земли в Российской Федерации подразделены на определенные категории и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункты 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Статьей 39 ГрК РФ определен специальный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В частности, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Частью 9 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как следует из материалов дела, согласно заключению общественных обсуждений N 332 от 01.10.2020 по вопросу общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320, принадлежащего Таировой М.Ш., предложений и замечаний к проекту не поступило.
Согласно оспариваемому распоряжению Администрации от 16.10.2020 N 592/1зр Таировой М.Ш. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320, расположенного по адресу: Г. Якутск, ул. Шавкунова, д. 80 на "Магазин", в связи с несоответствием проекту планировки квартала 72 города Якутска.
Из решения суда первой инстанции следует, что вывод об обоснованности распоряжения Администрации от 16.10.2020 N 592/1зр судом сделан на основании того, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с положениями ГрК РФ.
Материалами дела действительно подтверждается, что процедура принятия распоряжения не нарушена.
Из представленного в материалы дела пакета документов (т.1 л.д.40-62) "Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности" от 20.01.2021 N 07-066947 (далее - Сведения ИСОГД), представленных по запросу Правового Департамента Окружной администрации относительно функционального использования объекта - г. Якутск, ул. Шавкунова, д. 80,усматривается следующее.
Распоряжением Администрации от 13.04.2018 N 599р внесены изменения в проект планировки и проект межевания территории квартала "72" города Якутска ГО "город Якутск" в границах улиц Лермонтова-Короленко-Пояркова-Пушкина (т.1 л.д.47).
Из приложения N 1 к распоряжению от 13.04.2018 N 599р следует, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:105021:320, принадлежащей на праве собственности Предпринимателю, запланирован под размещение объектов дошкольного, начального и среднего общего образования (т.1 л.д.49), что также подтверждается приложением N 4 "Чертеж проекта планировки территории" Сведений ИСОГД от 20.01.2021 N 07-066947 (т.1 л.д.43).
Как верно отметил суд первой инстанции, проект планировки территории квартала "72", который является одним из видов документации по планировке территории, не предполагает размещение объектов под "Магазин".
Вместе с тем, из раздела "Информация об утверждении градостроительной документации" Сведений ИСОГД (т.1 л.д.40 оборот) следует, что решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, решение о развитии застроенных территорий не принято.
Согласно приложению 3 "Карта территориальных зон Правил землепользования и застройки" и разделу 6 "Требования градостроительного регламента" Сведений ИСОГД (т.1 л.д.42,44) земельный участок Предпринимателя расположен в территориальной зоне Ж-6.2 "Зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска".
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА (в редакции от 03.03.2021, действующей на день принятия оспариваемого распоряжения Администрации) "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Правила землепользования), виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства на земельных участках, указанное (перечисленное) в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных действующим законодательством, настоящими Правилами, иными нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 42 статьи 1 Правил землепользования разрешение на условно разрешенный вид использования - это документ, оформляемый в соответствии с требованиями статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешающий правообладателям земельных участков применение вида использования из числа условно разрешенных видов использования, установленных настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 10 статьи 43.1 Правил землепользования одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в зоне "Ж-6.2" - зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска, является "Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1)"; одним из условно разрешенных видов использования земельного участка является "Магазины (4.4)".
Как следует из представленных в материалы дела Сведений ИСОГД от 20.01.2021 N 07-066947 в разделе 6 "Требования градостроительного регламента" (т.1 л.д.45 оборот) имеется указание на то, что в зоне Ж-6.2. возможно применение условно разрешенного вида использования - 4.4 Магазины с определенными ограничениями.
Как ранее было отмечено, Предпринимателю распоряжением Администрации от 16.10.2020 N 592/1зр было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320, расположенного по адресу: Г. Якутск, ул. Шавкунова, д. 80 на "Магазин", с указанием на несоответствие проекту планировки квартала 72 города Якутска.
Таким образом, при принятии оспариваемого распоряжения от 16.10.2020 N 592/1зр Администрацией не были приняты во внимание положения Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА (в редакции от 03.03.2021, действующей на день принятия оспариваемого распоряжения).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Апелляционный суд приходит к выводу, что Администрацией не доказано соответствие оспариваемого распоряжения от 16.10.2020 N 592/1зр нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА (в редакции от 03.03.2021, действующей на день принятия оспариваемого распоряжения).
В связи с чем, принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого распоряжения от 16.10.2020 N 592/1зр Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА (в редакции от 03.03.2021), что не может не нарушать права и законные интересы Предпринимателя, имеющего право на принятие правомерного решения по поданному в Администрацию заявлению.
Вследствие чего, решение суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования, подлежит отмене.
Нарушенные права и законные интересы индивидуального предпринимателя Таировой М.Ш. подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения Комиссией поданного ею заявления и принятия Администрацией распоряжения, с учетом установленных обстоятельств и положений всех нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении поданного заявления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что решение от 26 марта 2021 года по настоящему делу подлежит отмене, по делу подлежит принятию новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Судебные расходы по уплате заявителем государственной пошлины в размере 300 рублей за рассмотрение заявления судом первой инстанции, уплаченной чеком-ордером от 27.11.2020 (операция 4985), и в размере 150 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченной чеком-ордером от 26.04.2021 (операция 11), в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Администрации в пользу Предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года по делу N А58-55/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Окружной администрации города Якутска от 16.10.2020 N 592/1зр "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105021:320".
Обязать Окружную администрацию города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Таировой Минуры Шадибековны.
Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) в пользу индивидуального предпринимателя Таировой Минуры Шадибековны (ИНН 143527827551, ОГРНИП 314144723000052) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 450 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-55/2021
Истец: ИП Таирова Минура Шадибекова
Ответчик: Окружная администрация города Якутска