город Иркутск |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А19-21773/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Лазаревой Ю.В. (доверенность от 15.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании), а также Службы по тарифам Иркутской области - Чекурковой И.В. (доверенность от 23.10.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2021 года по делу N А19-21773/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам, регулирующий орган) от 03.11.2020 N 02-79-2647/20 о несоответствии филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии N 184).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы полагает ошибочным вывод судов о том, что ВЛ 10 ПС "Тамтачет" кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации. Общество ссылается на дело N А40-1615/2019, в котором, по его мнению, разрешен вопрос отнесения линий электропередач к движимому имуществу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещено по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т.1 л.д.3, 4, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако в заседание суда представителей не направили.
В отзыве на кассационную жалобу Служба по тарифам выразила несогласие с ее доводами, просила оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Присутствующие в заседании суда округа представитель общества и регулирующего органа поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.10.2020 ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Службу по тарифам с заявлением по вопросу установления тарифов и необходимой валовой выручки филиала общества "Красноярскэнерго" на расчетный период регулирования - 2021 год.
По результатам рассмотрения заявления 03.11.2020 должностным лицом Службы по тарифам вынесено уведомление N 02-79-2647/20 о несоответствии филиала общества "Красноярскэнерго" критериям территориальной сетевой организации (далее - ТСО) и невозможности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Основанием для отказа послужил вывод регулирующего органа о несоответствии филиала общества пункту 2 Критериев N 184: отсутствие подтверждения владения ВЛ 10 ПС "Тамтачет" кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Иркутской области, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев N 184, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения.
Посчитав, что указанное уведомление Службы по тарифам не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, отказ регулирующего органа правомерен и не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Среди прочего суды применили пункт 1 статьи 131, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 23, пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 3, 5 статьи 1, пункт 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункты 1.1 - 1.3 Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 (действовавшего в период обращения общества в Службу по тарифам), Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 N 242, пункт 51 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" и пришли к выводу о том, что спорные объекты электрической системы ( линии электропередачи ВЛ 10 кВ ПС "Тамтачет" ф. 17-1 и ф. 17.4, общей протяженностью 24,924 км), соединяющиеся с подстанцией (объектом недвижимости), - являются составной частью сложной вещи (энергоснабжение ВЛ 10 кВ ПС "Тамтачет" ф. 17-1 и ф. 17.4 от ПС 110/10 кВ N 17 "Тамтачет") поэтому право собственности на указанные объекты также подлежит государственной регистрации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
В соответствии с пунктами 12, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в редакции, действовавшей на момент обращения общества в Службу, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении, в том числе, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим ТСО на праве собственности или на ином законном основании.
Согласно пунктам 20, 24 указанных выше Правил, предложение регулируемой организации регистрируется регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечаются специальным штампом), рассматриваются в течение 14 рабочих дней с даты их регистрации, после чего в случае открытия дела в адрес регулируемой организации направляется соответствующее извещение.
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям N 184.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Критериями N 184 предусмотрено, что к ТСО могут быть отнесены организации, отвечающие, в том числе, следующим критериям:
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Суды верно установили, что в пакете документов, представленных в Службу по тарифам, применительно к пункту 2 Критериев N 184 не имелось документов, подтверждающих владение обществом линиями электропередачи ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 на праве собственности или ином законном праве.
Заявителем кассационной жалобы в отношении указанных выше линий электропередачи в регулирующий орган были представлены только инвентарные карточки учета объекта основных средств ВЛ 10 кВ ПС "Тамтачет" ф. 17-01 и ф. 17-04, справка о балансовой принадлежности по состоянию на 01.09.2020, схемы ВЭС и схема ПС 110 Тамтачет N 17. Указанные документы не подтверждают владение обществом соответствующими линиями электропередачи на праве собственности или ином законном праве (вне зависимости от того, подлежит ли оно государственной регистрации), в том числе основание возникновения такого права.
При этом вывод судов о том, что право собственности на линии электропередачи ВЛ 10 кВ ф. 17-01 и ф. 17-04 подлежит государственной регистрации основан на неправильном применении статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации к установленным по делу фактическим обстоятельствам. Указанная норма определяет правовые последствия заключения сделки в отношении сложной вещи, если ее условиями не предусмотренное иное. Условия каких-либо сделок судами не анализировались. В то же время статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена государственная регистрация прав недвижимые вещи (земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства).
Наличие указанных признаков в отношении спорных линий электропередачи судами не устанавливалось, следовательно, вывод судов о необходимости государственного регистрации права не обоснован, однако в целом не привел к принятию неправильных судебных актов по существу спора.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Ссылка общества в кассационной жалобе на дело N А40-1615/2019 судом округа отклоняется, поскольку обстоятельства указанного дела существенным образом отличаются от настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований ПАО "Россети Сибирь".
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ПАО "Россети Сибирь".
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2021 года по делу N А19-21773/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие указанных признаков в отношении спорных линий электропередачи судами не устанавливалось, следовательно, вывод судов о необходимости государственного регистрации права не обоснован, однако в целом не привел к принятию неправильных судебных актов по существу спора.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2021 г. N Ф02-4923/21 по делу N А19-21773/2020