город Иркутск |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А33-27780/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Барской А.Л., Кореневой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2021 года по делу N А33-27780/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939, г. Москва, далее - Минобрнауки России) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" (ОГРН 1022402133698, ИНН 2463002263, Красноярский край, г. Красноярск, далее - КНЦ СО РАН) о взыскании 1 392 752 рублей 64 копеек задолженности по уплате части чистой прибыли.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (ОГРН 1082468046627, ИНН 2466213840, Красноярский край, г. Красноярск).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2021 года и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что полученные ответчиком субсидии не признаются целевыми поступлениями в том смысле, который им придаёт Налоговый кодекс Российской Федерации, и подлежат учёту при определении прибыли, часть которой подлежит перечислению в федеральный бюджет.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682, Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных данному Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за указанными организациями. Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" функции упразднённого Федерального агентства научных организаций (далее - ФАНО России) по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Минобрнауки России.
Приказом ФАНО России от 27.04.2018 N 345 на Федеральное государственное унитарное предприятие "Минусинское" (ОГРН 1022401536189, ИНН 2425000160, Красноярский край, Минусинский район, п. Опытное Поле, далее - ФГУП "Минусинское") и Федеральное государственное унитарное предприятие "Курагинское" (ОГРН 1082423000472, ИНН 2423012610, Красноярский край, Курагинский район, п.г.т. Курагино, далее - ФГУП "Курагинское") возложена обязанность в срок до 15.06.2018 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении указанных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятий, утверждённых в составе программы их деятельности на 2018 год, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. В соответствии с реестром начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году, сумма прибыли ФГУП "Минусинское" к начислению составила 177 410 рублей, сумму прибыли ФГУП "Курагинское" к начислению составила 981 842 рубля 64 копейки.
Приказом Минобрнауки России от 30.04.2019 N 290 на ФГУП "Минусинское" возложена обязанность в срок до 15.06.2019 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении указанного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2018 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы его деятельности на 2019 год, но не менее 50% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. В соответствии с реестром начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2019 году сумма прибыли ФГУП "Минусинское" к начислению составила 233 500 рублей.
23.04.2019 и 24.05.2019, соответственно, ФГУП "Курагинское" и ФГУП "Минусинское" прекратили свою деятельность в качестве отдельных юридических лиц и с 02.12.2019 являются филиалами КНЦ СО РАН.
Претензией от 05.02.2020 N МН-13/100-МЛ Минобрнауки России потребовало от КНЦ СО РАН (как правопреемника ФГУП "Курагинское" и ФГУП "Минусинское") исполнить обязанности по перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли указанных предприятий за 2017 и 2018 годы.
Поскольку ответчик указанные требования не выполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что отражённая в отчётах о финансовых результатах за 2017 и 2018 годы чистая прибыль ФГУП "Минусинское" и ФГУП "Курагинское" сформировалась вследствие предоставления им субсидий из федерального и краевого бюджетов в целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые носят целевой характер и не учитываются при определении прибыли, часть которой подлежит распределению собственнику имущества предприятий.
Выводы судов соответствуют положениям статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации; статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
статей 41, 247, 248, 250, 251 Налогового кодекса Российской Федерации; статьи 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; статей 64, 65, 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся того, что полученные ответчиком субсидии должны учитываться при определении прибыли, часть которой подлежит перечислению в федеральный бюджет, основаны на неправильном толковании норм права, поскольку соответствующие субсидии были получены предприятиями не в качестве компенсации их выпадающих доходов, а в целях государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, то есть носят целевой характер и не подлежат учёту как при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так и при определении чистой прибыли, часть которой подлежит перечислению собственнику имущества предприятий.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2021 года по делу N А33-27780/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.