г. Красноярск |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А33-27780/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук": Трофимова А.А., представителя по доверенности от 24.01.2019 N 11-16/36, диплом N 43 от 30.11.2004, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" января 2021 года по делу N А33-27780/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" (ИНН 2463002263, ОГРН 1022402133698, далее - ответчик) о взыскании 1 392 752 рублей 64 копеек задолженности по уплате части чистой прибыли.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.01.2021 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что судом первой инстанции не было дано надлежащей оценки самому понятию субсидий и целям их предоставления, а также были ошибочно истолкованы положения Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации.
Заявитель настаивает на том, что поскольку полученные предприятием бюджетные средства подлежат учёту в составе доходов предприятия, они также подлежат учёту при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 03.06.2021.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) упразднено. Функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682, Минобрнауки России осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за указанными организациями.
Как установлено пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 1055-р организации, ранее относившиеся к ведению ФАНО России, переданы Минобрнауки России. Это также подтверждается пунктом 287 раздела I Перечня организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 N 1293-р, согласно которому Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" (далее - КНЦ СО РАН, Учреждение) является организацией, подведомственной Министерству.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.10.2018 N 2174-р Федеральное государственное унитарное предприятие "Минусинское" реорганизовано в форме преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Опытная станция "Минусинская", а Федеральное государственное унитарное предприятие "Курагинское" реорганизовано в форме преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Опытная станция "Курагинская" с целью их последующего присоединения к ответчику. В настоящее время согласно выписке из ЕГРЮЛ Опытное производственное хозяйство "Минусинское" и Опытное производственное хозяйство "Курагинское" являются филиалами Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук".
Согласно приказу Федерального агентства научных организаций от 27.04.2018 N 345 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2018 году" утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, в размере 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно приказу от 27.04.2018 N 345 ФГУП "Минусинское" и ФГУП "Курагинское" обязано в срок до 15.06.2018 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на 2018 год, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
В соответствии с реестром начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году, сумма прибыли ФГУП "Минусинское" к начислению составила 177 410 рублей, а сумму прибыли ФГУП "Курагинское" - 981 842 рублей 64 копеек.
Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.04.2019 N 290 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2019 году" утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2019 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, в размере 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно приказу от 30.04.2019 N 290 ФГУП "Минусинское" обязано в срок до 15 июня 2019 года перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2018 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утверждённых в составе программы деятельности предприятия на 2019 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
В соответствии с реестром начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2019 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, сумма прибыли ФГУП "Минусинское" к начислению составила 233 500 рублей.
Между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и ФГУП "Курагинское" заключены соглашения о предоставлении из краевого бюджета в 2017 году субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в агропромышленном комплексе края: N 16-23.1/7 от 28.02.2017; N 21/9-48 от 10.04.2017; N 19/13-7 от 10.04.2017; N 10-19.4/286 от 11.04.2017; N 10-18/183 от 08.09.2017; а также о предоставлении субсидий из краевого бюджета в 2018 году: N 23/7 от 17.01.2018; N 10-19.4/218 от 12.02.2018; N 21/8-32 от 21.03.2018; N 16-49/18 от 08.05.2018; N 10-21/541 от 06.07.2018; N 10-19/195 от 09.07.2018.
Между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и ФГУП "Минусинское" заключены соглашения о предоставлении из краевого бюджета в 2017 году субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в агропромышленном комплексе края: N 25/4 от 14.01.2015; N 11-219/1 от 09.06.2017; N 10-19/1 от 07.09.2017.
Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края в материалы дела представлены сведения о предоставленных ФГУП "Минусинское" и ФГУП "Курагинское" субсидиях в 2017 и 2018 годах.
Согласно отчету ФГУП "Минусинское" о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 года, прочие доходы: 9 635 тыс. руб., чистая прибыль (убыток): 710 тыс. руб., валовая прибыль (убыток): - 1 653 тыс. руб., прибыль (убыток) от продажи: - 1 653 тыс. руб.; за 12 месяцев 2018 года, прочие доходы: 5506 тыс. руб., чистая прибыль (убыток): 467 тыс. руб., валовая прибыль (убыток): 221 тыс. руб., прибыль (убыток) от продажи: 221 тыс. руб.
С учетом справки от основной деятельности предприятия за 2017 год, чистая прибыль сформировалась за счет прочих доходов в сумме 9635 тыс. руб., включающих в себя: субсидии всех уровней - 8238,75 тыс. руб.; восстановительная амортизация - 1338 тыс. руб., переоценка товаров - 59 тыс. руб.
С учетом справки от основной деятельности предприятия за 2018 год, чистая прибыль сформировалась за счет прочих доходов в сумме 5506 тыс. руб., включающих в себя: субсидии всех уровней - 4217,47 тыс. руб.; восстановительная амортизация - 1289 тыс. руб.
Согласно отчету ФГУП "Курагинское" о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 года, прочие доходы: 25 269 тыс. руб., чистая прибыль (убыток): 3 927 тыс. руб., валовая прибыль (убыток): - 16749 тыс. руб., прибыль (убыток) от продажи: - 16749 тыс. руб.; за 12 месяцев 2018 года, прочие доходы: 25 917 тыс. руб., чистая прибыль (убыток): 93 тыс. руб., валовая прибыль (убыток): -18905 тыс. руб., прибыль (убыток) от продажи: -18905 тыс. руб.
Претензией от 05.02.2020 N МН-13/100-МЛ Минобрнауки России уведомило КНЦ СО РАН о необходимости исполнения обязанности по перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли за 2017 и 2018 года, возникшей у предприятий-правопредшественников.
В ответ на полученную претензию ответчик сообщил истцу об отсутствии правовых оснований для перечисления чистой прибыли с полученных унитарным предприятием субсидий в силу его противоречия нормам действующего законодательства.
Поскольку в добровольном порядке требования претензии не были удовлетворены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что заявленная к взысканию сумма является суммой предоставленной ответчику субсидии, соответственно, не является прибылью учреждения и не подлежит взысканию (распределению) в пользу Министерства (собственника имущества).
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) предусмотрено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Основанием для получения ФГУП "Минусинское" и ФГУП "Курагинское" от Министерства сельского хозяйства Красноярского края субсидий в 2017-2018 годах явилось исполнение предприятиями обязательств в рамках Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края"; подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п; постановлением Правительства Красноярского края от 22.03.2013 N 111-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, в том числе перечня, форм, сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий".
Между тем предоставление бюджетных средств осуществляется в Российской Федерации на основе принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, как верно установлено судом, предоставленные ответчику из федерального и краевого бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия, представителем которого является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
С учетом пункта 6 вышеуказанных Правил, при определении размера чистой прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не должны приниматься во внимание.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике, в том числе Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (постановления от 20.11.2018 N А33-7458/2018, от 26.12.2018 N А33-7593/2018), Верховного Суда Российской Федерации (определения от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172, от 12.092017 N 307-ЭС17-12217).
Кроме того, в рассматриваемом деле субсидии получены ответчиком не в целях покрытия его выпадающих доходов, связанных с принятием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих тарифных решений и (или) установления ими льгот, а в целях государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.
Материалами дела подтверждено отсутствие у ответчика прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Учитывая вышеизложенное, коллегия судей полагает правомерным отказ суда в удовлетворении требований Министерства.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нормы налогового законодательства о налоге на прибыль подлежит отклонению, поскольку спорные правоотношения, возникшие в рамках настоящего дела, не подпадают под их регулирование.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не влияют на обоснованность и законность судебного акта и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" января 2021 года по делу N А33-27780/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27780/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КРАСНОЯРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК"
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края