город Иркутск |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А58-7032/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.
при участии в судебном заседании представителей Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Музей и Центр хомуса народов мира" - Герасимова М.В. (доверенность от 30.08.2021, паспорт), Лыткиной О.А. (доверенность от 06.09.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по делу N А58-7032/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение "Музей и Центр хомуса народов мира" (ОГРН 1021401054520, ИНН 1435029310, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) о признании недействительными предписания N 17/16-1/11-1316 от 31.08.2020 в части обязания восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы 3 925 519 рублей 02 копейки и представления N 17/16-1/11-1156 от 28.07.2020 в части нарушений на сумму 3 925 519 рублей 02 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года решение суда первой инстанции в обжалованной части отменено; принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным оспариваемое предписание в части требований восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы 3 906 417 рублей, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ); признано незаконным оспариваемое представление в части выводов об установлении по результатам проверки соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при расходовании средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), нарушений на сумму 3 906 417 рублей; на министерство возложена обязанность по устранению нарушений прав или законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы, министерством не оспариваются выводы апелляционного суда относительно незаконности оспариваемых ненормативных правовых актов в части нарушений на сумму 3 647 460 рублей 69 копеек; апелляционным судом не учтено, что в нарушение пункта 6.8 Положения об оплате труда работников государственных республиканских учреждений в сфере культуры, искусства, кинематографии и архивного дела, утвержденного приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 20.02.2019 N 48, (далее - Положение N 48) учреждением допущено превышение размера премирования руководителя и его заместителей на сумму 278 058 рублей 33 копеек; выявленный факт нарушения Положения N 48 подтверждает несоблюдение учреждением условий, установленных пунктом 2.3.1 Соглашения N 1 от 10.01.2019 и подпунктом "а" пункта 18 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (далее - Порядок N 370).
В представленном отзыве учреждение просило оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения подтвердили правовые позиции, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной камеральной проверки учреждения на предмет соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, целей, порядка и условий предоставления (расходования) средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы и на плановый период до 2026 года", за 2018-2019, а также соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд за 2019 год и истекший период 2020 года министерством установлены финансовые нарушения при расходовании бюджетных средств в общей сумме 4 745 335 рублей 37 копеек (неправомерное расходование бюджетных средств - 4 735 260 рублей 37 копеек, неэффективное использование бюджетных средств - 1 085 рублей, другие нарушения - 8 990 рублей).
В акте камеральной проверки от 10.07.2020, в том числе указано, что в соответствии с пунктом 6.8 Положения N 48 в 2019 году предельный лимит бюджетных ассигнований на премирование руководителя учреждения и его заместителя составляет 224 161 рублю 64 копейки (в размере 2% средств субсидии, предусмотренных на оплату труда работников бюджетных, автономных учреждений), вместе с тем фактически указанным должностным лицам начислены и выплачены премии на общую сумму 437 724 рубля 11 копеек, что превышает допустимый размер премирования на сумму 213 562 рубля 47 копеек с начислениями на данные выплаты в сумме 64 495 рублей 86 копеек, в связи с чем осуществление учреждением расходов на общую сумму 278 058 рублей 33 копейки не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 18 Порядка N 370, пункта 6.8 Положения N 48, пункта 2.3.1 Соглашения N 1 от 10.01.2019 и нарушает условия предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Установленные в ходе проверки обстоятельства явились основанием для выдачи министерством в адрес учреждения представления N 17/16-1/11-1156 от 28.07.2020, в соответствии с которым учреждению, в том числе предложено не допускать принятия решений, влекущих нецелевое расходование бюджетных средств, а премиальные выплаты руководителям выплачивать строго в пределах фонда премирования руководителей, установленных Положением об оплате труда подведомственных учреждений; а также предписания N 17/16-1/11-1316 от 31.08.2020, которым учреждению предложено восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму неправомерного использования бюджетных средств в размере 4 675 671 рубль 54 копейки.
Не согласившись с представлением и предписанием министерства, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выданные министерством представление и предписание являются законными и не нарушают права и законные интересы учреждения.
Суд апелляционной инстанции, в том числе в рассматриваемой судом округа части, не поддержал изложенные выводы суда первой инстанции, отменив принятое решение и частично удовлетворив заявленные учреждением требования.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления и предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых представления и предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который выдал соответствующие представление и предписание.
На основании положений статей 265, 269.2, 270.2 БК РФ, Раздела III Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315, министерство является уполномоченным органом по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и направлению объектам контроля копий актов и заключений, представлений и (или) предписаний.
Как следует из статьи 270.2 БК РФ, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2); под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Оценивая пункт 7 акта камеральной проверки от 10.07.2020, а также требования представления и предписания министерства в соответствующей части, апелляционный суд обоснованно установил, что в 2019 году предельный лимит бюджетных ассигнований на премирование руководителя учреждения и его заместителя был установлен главным распорядителем бюджетных средств - Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) в размере 224 161 рубль 64 копейки, а фактически выплата премий указанным должностным лицам была осуществлена на основании приказов этого же органа государственной власти Республики Саха (Якутия) "Об оценке эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)" N 46 от 06.05.2019, N 360 от 31.07.2019, N 488 от 25.10.2019, N 678 от 24.12.2019, N 115 от 25.12.2019, N 106 от 23.12.2019, согласно которых вознаграждение в сумме, превышающей допустимый размер премирования, осуществлено не за счет предоставленных субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а за счет экономии фонда оплаты труда, который формировался, в том числе за счет средств, поступивших от оказания учреждением платных услуг; при этом какие-либо доказательства неправомерного издания Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) приказов о поощрении руководителя учреждения и его заместителя министерством в ходе судебного разбирательства не представлено, а учреждение, осуществив соответствующие выплаты, фактически исполнило обязательные указания главного распорядителя бюджетных средств о перераспределении денежных средств в пределах выделенных из бюджета лимитов для фонда оплаты труда, в связи с чем отсутствуют основания для признания нецелевого характера данных выплат либо осуществления их с нарушением целевого выделения.
Таким образом, относительно изложенного выше вмененного учреждению нарушения бюджетного законодательства апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что министерство в соответствии с требованиями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не исполнило обязанность по доказыванию законности оспариваемых представления и предписания в соответствующей части, в связи с чем, руководствуясь положениями части 2 статьи 201 АПК РФ, усмотрел основания для удовлетворения заявленных учреждением требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по делу N А58-7032/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из статьи 270.2 БК РФ, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2); под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф02-4801/21 по делу N А58-7032/2020