г. Чита |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А58-7032/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Музей и Центр хомуса народов мира" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2021 года по делу N А58-7032/2020 по заявлению Государственного бюджетного учреждения "Музей и Центр хомуса народов мира" (ИНН 1435029310, ОГРН 1021401054520) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании недействительным предписания от 31.08.2020 N 17/16-1/11- 1316 в части, представления от 28.07.2020 N 17/16-1/11-1156 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Государственное бюджетное учреждение "Музей и Центр хомуса народов мира", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании недействительным:
предписания 31.08.2020 N 17/16-1/11-1316 в части предписывания восстановить в доход государственного бюджета РС (Я) сумму в размере 3 925 519,02 рублей (из предписанных 4 675 671,54 рубля);
представления от 28.07.2020 N 17/16-1/11-1156 в части нарушений на сумму 3 925 519,02 рублей (из указанных 4 745 335,37 рублей).
Решением суда первой инстанции от 09.03.2021 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Музей, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить полностью.
Представитель Музея в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неправильное толкование положению об оплате труда работников, утвержденного приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 24.08.2009 N 348, а также Приказом N 48 от 20.02.2019.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 06.04.2021.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, акта проверки и апелляционной жалобы, в ходе проверки Музея, пунктом 5 акта проверки Министерства финансов от 10.07.2020 (т.1, л. 75, 98) установлено следующее нарушение:
В период с 01.01.2018 по 31.05.2019 работникам Учреждения (Музея) повышающий коэффициент к окладу по учреждению установлен и начислен 1,5, вместо 0,15, предусмотренного п. 2.3.6 Положения об оплате труда N 348, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2011 N 568 "О мерах по поддержке специалистов библиотек и музеев".
В результате указанного, по мнению Министерства, нарушение в расходовании средств Музея составило 3 647 460, 69 руб.
Как следует из материалов дела, акта проверки и апелляционной жалобы, в ходе проверки Музея, пунктом 7 акта проверки Министерства финансов (т.1, л. 75, 100-101) установлено следующее нарушение:
В 2019 году предельный лимит бюджетных ассигнований на премирование руководителя Учреждения, его заместителя составляет 224 161, 64 руб.
Вместе с тем на основании приказов Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), приказов Учреждения начислены и выплачены премии директору и его заместителю на общую сумму 437 724,11 руб., что превышает допустимый размер премирования на сумму 213 562, 47 руб., с учетом начисленных на выплаты по оплате труда 64 495, 86 руб., сумма неправомерных расходов составила 278 058, 33 руб.
По итогам рассмотрения акта проверки Министерство вынесло в адрес Учреждения (Музея) представление от 28.07.2020 (т.1, л.113, 115 ) в котором указало на данные нарушения и предложило не допускать принятия решений, влекущих нецелевое расходование бюджетных средств, а премиальные выплаты руководителям выплачивать строго в пределах фонда премирования руководителей; предписание от 31.08.2020 (т.1, л. 111) которым предложило Учреждению (Музею) восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму неправомерного использования бюджетных средств в размере 4 675 671, 54 руб.
Учреждение (Музей) посчитав, что представление от 28.07.2020 и предписание от 31.08.2020 в названной части нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно пункта 5 акта проверки Министерства финансов от 10.07.2020 (т.1, л. 75, 98), а также представление от 28.07.2020 и предписание от 31.08.2020 в данной части, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2011 N 568 "О мерах по поддержке специалистов библиотек и музеев" которым утвержден "Перечень специалистов учреждений культуры: библиотек и музеев" пунктом 1 предписано увеличить с 1 ноября 2011 года бюджетные ассигнования государственных и муниципальных библиотек и музеев в 2011 году на 12 541,0 тыс. рублей для повышения заработной платы специалистов согласно приложению N 1 к настоящему постановлению и п. 2 приложения утвержден Перечень специалистов музеев.
Действительно Приказом Министерства культуры и духовного развития РС(Я) от 24.08.2009 N 348 "О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных республиканских учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)" утверждено Положение об оплате труда работников государственных республиканских учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)", "Типовым положением о премировании работников государственных республиканских учреждений искусства, культуры и кинематографии за повышение качества и результативность труда.
Абзацем 7 пункта 2.3.6 названного Типового положения установлен повышающий коэффициент по учреждению (структурному подразделению) для специалистов библиотек и музеев согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2011 N 568 "О мерах по поддержке специалистов библиотек и музеев" - до 0,15. (абзац введен приказом Минкультуры РС(Я) от 12.11.2012 N 447).
Между тем, приказом Минкультуры РС(Я) от 17.11.2014 N 427 абзац 7 пункта 2.3.6 Типового положения устанавливает повышающий коэффициент по учреждению (структурному подразделению) для специалистов учреждений искусства, культуры и кинематографии с 1 октября 2014 года - до 0,20.
Из указанного суд апелляционной инстанции делает вывод, что абзац 7 пункта 2.3.6 названного Типового положения вступил в действие с 01.10.2014.
При этом, если ранее указывались субъекты, к которым применялось Положение "для специалистов библиотек и музеев согласно перечню", то с 01.10.2014 такими субъектами стали "для специалистов учреждений искусства, культуры и кинематографии", что не учли Министерство и суд первой инстанции.
Министерство и суд первой инстанции, ссылаясь на вышеуказанное, не учли также следующего.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях, в том числе: музейное дело и коллекционирование.
Статьей 2 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" установлено, музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;
Из указанного следует вывод, что музей это учреждение культуры.
Указом Президента РС(Я) от 29.08.2012 N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" утверждена "Концепция повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы".
Пунктом 2 Указа Президента РС(Я) Правительству Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.) предписано обеспечить реализацию Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия).
Постановлением Правительства РС(Я) от 02.10.2017 N 320 "О мерах по реализации в 2017 - 2018 годах Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 г. N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" предписано в частности:
1. Увеличить в 2017 году фонд оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Республики Саха (Якутия) (с учетом средств, поступающих от приносящей доход деятельности и мероприятий по оптимизации неэффективных расходов) в размерах:
12) основного персонала учреждений культуры, непосредственно связанного с оказанием государственных услуг (работ), с 1 января 2017 года на 50,6 процентов, с 1 октября 2017 года на 4,8 процентов.
2. Увеличить с 1 января 2018 года фонд оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных, автономных учреждений Республики Саха (Якутия) (с учетом средств, поступающих от приносящей доход деятельности и мероприятий по оптимизации неэффективных расходов) в размерах:
8) основного персонала учреждений культуры, непосредственно связанного с оказанием государственных услуг (работ) на 20 процентов.
Из указанного суд апелляционной инстанции делает вывод, что в результате реализации Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия), с 2017 года из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) увеличилось бюджетное финансирование с целью повышения заработной платы учреждений культуры.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.10.2017 N 320 "О мерах по реализации в 2017 - 2018 годах Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" Министерством культуры Республики Саха (Якутия) от 30.10.2017 утвержден Приказ N 495 "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных республиканских учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), утвержденное приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2009 года N 348" и утвержден Перечень должностей и профессий работников государственных республиканских учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.
Пунктом 1.1.2. Приказа Минкультуры РС(Я) от 30.10.2017 N 495 установлено, что в пункте 2.3.6 абзац седьмой изложить в следующей редакции: "Повышающий коэффициент по учреждению (структурному подразделению) для специалистов учреждений искусства, культуры и кинематографии с 1 января 2017 года от 1,2 до 2,0".
В разделе 3 Приложения к приказу 495 от 30.10.2017 года по Виду экономической деятельности "Деятельность музеев" утвержден перечень должностей и профессий работников государственных республиканских учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности на которых распространяется данный приказ Минкультуры Республики Саха (Якутия).
Следовательно, с 01.01.2017 года заработная плата работников государственных республиканских музеев Республики Саха (Якутия), как работников культуры, должна исчисляться с повышающим коэффициентом от 1,2 до 2,0.
Принимая во внимание указанное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данной части решение суда подлежит отмене в порядке ст. 270 АПК РФ, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права. Требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
Оценивая пункт 7 акта проверки Министерства финансов (т.1, л. 75, 100-101), доводы апелляционной жалобы относительного данного обстоятельства, а также представление от 28.07.2020 и предписание от 31.08.2020 в данной части суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Действительно в 2019 году предельный лимит бюджетных ассигнований на премирование руководителя Учреждения и его заместителя, был установлен главным распорядителем бюджета Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) в размере 224 161, 64 руб.
Вместе с тем как следует из материалов дела, указанные выплаты в 2019 году были осуществлены на основании приказов Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) "Об оценке эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)" N 46 от 06.05.2019, N 360 от 31.07.2019, N 488 от 25.10.2019, N 678 от 24.12.2019, N 115 от 25.12.2019, N 106 от 23.12.2019 (т. 3, л. 114-134).
Из данных приказов следует, что Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) утвердив размер вознаграждения, также предписывает ГКУ Республики Саха (Якутия) "Финансовый центр" начислить премии руководителям государственных учреждений, пропорционально по фактически отработанному времени в соответствии с приложением к приказу, в том числе и при начислении руководителю Учреждения вознаграждения за счет экономии по фонду оплаты труда.
Как следует из материалов дела, Министерство не возражает, что вознаграждение руководителю и его заместителю в сумме превышающей допустимый размер премирования был осуществлен на основании приказов Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) являющегося по отношению к Учреждению (музею) главным распорядителем бюджетных средств в отношении государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и осуществлен не за счёт предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а за счет экономии фонда оплаты труда, который формируется, в том числе и за счет средств поступивших от оказания Учреждением платных услуг.
Кроме того, Министерство не оспаривает, что фактически, Учреждение (Музей) осуществив такие выплаты, исполнил приказ главного распорядителя бюджетных средств о перераспределении денежных средств в пределах лимитов выделенных из бюджета для фонда оплаты труда.
Поскольку указанная сумма средств использована Учреждением в соответствии с целевым их выделением главным распорядителем бюджетных средств, суд апелляционной инстанции не может признать, что сумма указанной выплаты носит нецелевой характер, либо их выплаты были осуществлены Учреждением в нарушение их целевого выделения.
Доказательств, что главный распорядитель бюджетных средств Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) неправомерно издало приказы о поощрении руководителя Учреждения и его заместителя за счет экономии фонда оплаты труда, Министерство в суд не представило.
Следовательно, у суда первой инстанции не было законных оснований признавать использование Учреждением (музеем) данной суммы в нарушение условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Принимая во внимание указанное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данной части решение суда подлежит отмене в порядке ст. 270 АПК РФ, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права. Требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы заявителя, что оспариваемые представление и предписание в оспариваемой части нарушают права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствуют нормам действующего законодательства.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "09" марта 2021 года по делу N А58-7032/2020 в обжалованной части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать предписание от 31.08.2020 N 17/16-1/11-1316 Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в части требований восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму в размере 3 906 417 рублей незаконным, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Признать представление от 28.07.2020 N 17/16-1/11-1156 Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в части выводов об установлении по результатам проверки соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при расходовании средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) нарушений на сумму 3 906 417 рублей.
Министерству финансов Республики Саха (Якутия) устранить нарушения прав или законных интересов Государственного бюджетного учреждения "Музей и Центр хомуса народов мира".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению "Музей и Центр хомуса народов мира" (ИНН 1435029310, ОГРН 1021401054520) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб. по платежному поручению N 138 от 01.04.2021.
Взыскать с Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) в пользу Государственного бюджетного учреждения "Музей и Центр хомуса народов мира" (ИНН 1435029310, ОГРН 1021401054520) судебные расходы в размере 4 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7032/2020
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Музей и Центр хомуса народов мира"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)