город Иркутск |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А33-26181/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда представителя общества с ограниченной ответственностью "Дивное место" Муравьевой Ф.З. (доверенность от 05.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства лесного хозяйства Красноярского края и общества с ограниченной ответственностью "Дивное место" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года по делу N А33-26181/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дивное место" (ИНН 2463233503, ОГРН 1112468077424, адрес юридического лица: г. Красноярск, далее также - ООО "Дивное место", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, г. Красноярск, далее также - министерство, ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р об освобождении общества от уплаты арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 (2 квартал 2020 года) в размере 50 304 рублей и о предоставлении ему отсрочки по внесению арендной платы за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 (3 квартал 2020 года) в размере 50 304 рубля.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года, иск удовлетворен - суд обязал министерство заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р, предусматривающее предоставление последнему отсрочки по внесению арендной платы по договору за 2 и 3 кварталы 2020 года.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство и ООО "Дивное место" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, при этом министерство в поданной жалобе просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, а общество "Дивное место" - отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в освобождении его от внесения арендной платы за 2 квартал 2020 года и принять новый судебный акт о предоставлении ему такого освобождения.
В поданной жалобе министерство выразило несогласие с выводами судов о наличии оснований для возложения на него обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка, предусматривающее предоставление арендатору отсрочку по внесению арендной платы. По мнению министерства, оно не является уполномоченным органом по предоставлению такой отсрочки, в связи с чем не вправе принимать соответствующие решения и заключать с арендаторами такие соглашения. Кроме того, министерство также указало на то, что истец не являлся субъектом малого или среднего предпринимательства, в связи с чем не может претендовать на получение мер поддержки в виде предоставления ему отсрочки.
Общество "Дивное место" в поданной жалобе сослалось на необоснованное неприменение судами пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", и, как следствие, на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для освобождения его от внесения арендной платы за 2 квартал 2020 года.
По мнению общества, несмотря на указание в этом распоряжении на Росимущество, оно предоставляет ему как субъекту малого предпринимательства право на освобождение от внесения арендной платы за этот период.
В настоящем судебном заседании представитель ООО "Дивное место" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. При этом в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов, содержащихся в кассационной жалобе министерства.
Министерство своих представителей в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Определения о принятии кассационных жалоб к производству и назначении судебного заседания по их рассмотрению от 06 июля и 19 августа 2021 года выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлены участвующим в деле лицам посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей министерства.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2014 N 1) и ООО Кемпинг "Манский плес" (арендатор с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2014 N 1) заключили договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р (с учетом дополнительного соглашения от 09.06.2015 N 2), согласно которому арендатору предоставлен в аренду на срок 44 года (по 29.10.2052) для осуществления рекреационной деятельности лесной участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65 площадью 1,9 га, имеющий местоположение: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорска, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7, части выделов N 2, N 9, N 10, N 16, N 28, N 37.
В приложении N 1 к договору указана схема расположения и границ лесного участка, в приложении N 2 - характеристика лесного участка.
По условиям договора (пункт 6 в редакции дополнительного соглашения от 18.07.2014 N 1) арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению N 4 к договору.
По акту приема-передачи (приложение N 5) участок передан министерством обществу Кемпинг "Манский плес".
В последующем на основании договора уступки прав и обязанностей от 15.10.2015 общество Кемпинг "Манский плес" передало права и обязанности арендатора по указанному выше договору обществу "Дивное место".
Согласно представленному в материалы дела графику внесения арендной платы на 2020 год, арендная плата подлежала внесению арендатором в следующем порядке: арендная плата в сумме 50 304 рубля за 1 квартал 2020 года - 16.03.2020; арендная плата в сумме 50 304 рубля за 2 квартал 2020 года - 15.06.2020; арендная плата в сумме 50 304 рубля за 3 квартал 2020 года - 15.09.2020; арендная плата в сумме 50 303 рубля 99 копеек за 4 квартал 2020 года - 15.12.2020.
В связи с введением в 2020 году ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, ООО "Дивное место" обратилось в министерство с заявлением от 17.06.2020 вх. N 86-11315 о предоставлении ему отсрочки по внесению арендных платежей на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества".
Далее письмом от 01.09.2020 общество обратилось в министерство с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р, предусматривающее предоставление ему отсрочки по внесению арендной платы за 2 и 3 кварталы 2020 года.
Ссылаясь на уклонение министерства от заключения дополнительного соглашения, общество "Дивное место" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором с учетом последующих уточнений просило обязать министерство заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 22.10.2008 N 49/р об освобождении его от уплаты арендной платы за 2 квартал 2020 года и о предоставлении ему отсрочки по внесению арендной платы за 3 квартал 2020 года.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 307, 309, 421, 422, 432, 445, 446, 606, 614, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 8, 71, 72, 73, 74, 74.1, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, и, установив наличие оснований для предоставления обществу отсрочки по внесению арендной платы по договору за 2 и 3 кварталы 2020 года, исходил из правомерности возложения на министерство обязанности по заключению дополнительного соглашения, предусматривающего в качестве меры поддержки предоставление именно такой отсрочки. При этом суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от уплаты арендной платы за 2 квартал 2020 года.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса. Одной из основных обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка является внесение арендной платы.
В рассматриваемом случае по условиям договора аренды от 22.10.2008 N 49/р лесной участок был предоставлен арендатору для осуществления рекреационной деятельности.
Предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является спор, возникший между истцом (арендатором) и ответчиком (арендодателем) в процессе заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 22.10.2008 N 49/р, предусматривающего предоставление арендатору мер поддержки, связанных с ухудшением экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции этого закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439.
Согласно этому постановлению отсрочка уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется арендаторам - организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 1). Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений (пункт 2).
Исходя из содержания указанных норм, на арендодателя недвижимого имущества по договору аренды, заключенному до даты введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в силу прямого указания закона возложена обязанность заключить с арендатором такого имущества дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты предусмотренной в 2020 году арендной платы. При этом право на получение отсрочки уплаты арендной платы предоставлено арендаторам - организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Как установили суды, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом экономической деятельности ООО "Дивное место" является деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 79.11), которая входит в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (код ОКВЭД - 79)).
Согласно материалам дела на территории Красноярского края режим повышенной готовности был введен с 16.03.2020 постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 N 152-п.
Установив указанные обстоятельства и правильно применив названные выше нормы материального права, суд первой инстанции и апелляционный суд правомерно пришли к выводу о том, что ООО "Дивное место" как арендатор недвижимого имущества по договору аренды, заключенному до принятия в 2020 году Правительством Красноярского края решения о введении на территории Красноярского края режима повышенной готовности, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вправе требовать предоставления ему отсрочки уплаты арендной платы за 2 и 3 кварталы 2020 года. В этой связи суды обоснованно указали на наличие правовых оснований для возложения на министерство обязанности заключить с ним дополнительное соглашение к договору аренды о предоставлении такой отсрочки.
Доводы общества о необходимости применения к правоотношениям сторон распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" и наличии оснований для освобождения его от уплаты арендной платы за 2 квартал 2020 года судами рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку, исходя из своего содержания, это распоряжение как акт, издаваемый Правительством Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера (часть 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") в части его пункта 1, предусматривающего возможность освобождения от уплаты арендной платы, адресовано Росимуществу и распространяется на договоры аренды федерального имущества, заключенные именно Росимуществом, а не иными органами власти. Данное толкование подтверждается содержанием иных пунктов этого распоряжения, в частности, его пункта 2, адресованного федеральным органам исполнительной власти и находящимся в их ведении государственным предприятиям и государственным учреждениям и предусматривающего возможность предоставления арендаторам по заключенным ими договорам аренды федерального имущества только лишь отсрочки уплаты арендной платы. В этой связи оснований для применения этого распоряжения к заключенному сторонами договору аренды от 22.10.2008 N 49/р не имеется, что не лишает общество права на иные меры поддержки, предусмотренные действующим законодательством.
Доводы министерства об отсутствии у него полномочий по решению вопросов о предоставлении арендаторам отсрочки уплаты арендной платы и, соответственно, полномочий на заключение с арендаторами соответствующих дополнительных соглашений к договорам аренды, судами также обоснованно отклонены. При этом суды правильно указали на то, что в соответствии со статьями 74, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" и распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р министерство лесного хозяйства Красноярского края является лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование лесными участками на территории Красноярского края, выступает стороной-арендодателем в договорах аренды лесных участков и, следовательно, является в данном случае уполномоченным органом по предоставлению отсрочки по уплате арендной плате
Ссылки министерства на отсутствие у истца на момент его обращения с заявлением от 17.06.2020 статуса субъекта малого или среднего предпринимательства также являются несостоятельными, так как, исходя из положений части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ и Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439, наличие такого статуса не является условием для предоставления арендатору недвижимого имущества предусмотренной этими нормативными актами отсрочки уплаты арендной платы (ответ на вопрос N 4, изложенный в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020). Как указано выше, основанием для предоставления такой отсрочки является отнесение арендатора к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
При установленных судами обстоятельствах и имеющихся в материалах дела доказательствах правовых оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационных жалобах, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на него.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года по делу N А33-26181/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки министерства на отсутствие у истца на момент его обращения с заявлением от 17.06.2020 статуса субъекта малого или среднего предпринимательства также являются несостоятельными, так как, исходя из положений части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ и Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439, наличие такого статуса не является условием для предоставления арендатору недвижимого имущества предусмотренной этими нормативными актами отсрочки уплаты арендной платы (ответ на вопрос N 4, изложенный в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020). Как указано выше, основанием для предоставления такой отсрочки является отнесение арендатора к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф02-4075/21 по делу N А33-26181/2020