г. Красноярск |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А33-26181/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
рассмотрев апелляционные жалобы Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952), общества с ограниченной ответственностью "Дивное место" (ИНН 2463233503, ОГРН 1112468077424)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 декабря 2020 года по делу N А33-26181/2020,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Дивное место": Муравьёва Ф.З., представитель по доверенности от 05.04.2021, диплом серии 102424 N 2413898, рег.N 16/Д118 от 26.07.2017, свидетельство о заключении брака от 01.03.2019, паспорт (до и после перерыва);
от ответчика - министерства лесного хозяйства Красноярского края: Клюев А.И., представитель по доверенности от 10.02.2021 N 86-01515, диплом N 11 от 29.03.2002, паспорт (до перерыва); Иконникова Е.И., представитель по доверенности от 10.02.2021 N 86-01513, диплом N N 2213 от 05.07.2018, паспорт (после перерыва).
В судебном заседании присутствует слушатель (до перерыва).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дивное место" (далее - истец, ООО "Дивное место") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - ответчик, Министерство) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р в предложенной редакции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.12.2020 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство лесного хозяйства Красноярского края заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р, изложив условия в представленной истцом редакции.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что не является уполномоченным органом по предоставлению отсрочки по арендной плате. Кроме того, Министерство указывает на то, что истец на момент обращения к ответчику с требованием о предоставлении отсрочки по уплате арендных платежей, не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем полагает, что право на отсрочку арендной платы у него отсутствует.
Истец в обоснование доводов апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ООО "ДИВНОЕ МЕСТО" в части освобождения от уплаты арендных платежей за 2 квартал 2020 года.
Истец и ответчик представили в материалы дела письменные возражения по доводам апелляционных жалоб.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 и 25.01.2021 апелляционные жалобы приняты к производству, судебное заседание назначено на 16.03.2021.В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заиантересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Тексты определений о принятии к производству апелляционных жалоб от 22.01.2021 и от 25.01.2021 подписанные судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликованы в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 23.01.2021 и 26.01.2021.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 в составе суда произведена замена судьи Макарцева А.В. на судью Белан Н.Н., судьи Яковенко И.В. на судью Петровскую О.В.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
В судебном заседании представитель истца поддержал ранее изложенные доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений. Просит решение в обжалуемой части изменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал ранее изложенные доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении истца - ООО "Дивное место", имеются следующие сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
- сведения об основном виде деятельности: 79.11 Деятельность туристических агентств;
- сведения о дополнительных видах деятельности: 55.20 Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания; 55.30 Деятельность по предоставлению мест временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах; 55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания; 56.30 Продажа напитков; 68.20.2. Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; 71.11. Деятельность в области архитектуры; 71.12.45 Инженерные изыскания в строительстве; 79.90.1 Деятельность по предоставлению туристических информационных услуг; 79.90.2 Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг; 79.90.3 Деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием; 93.29.9 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
Между ООО "Кемпинг "Манский плес" (арендатор с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2014) и министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель с учетом дополнительного соглашения от 18.07.2014) заключен договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок на срок 44 года, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора (далее - лесной участок) (пункт 1).
Пунктом 2 договора, в редакции дополнительного соглашения от 09.06.2015 N 2, предусмотрен предмет договора: лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 1,9 га, расположен: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 2, 9, 10, 16, 28, 37, с кадастровым номером 24:46:1203002:65, предоставляемый для осуществления рекреационной деятельности. Схемы расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N1 и 2, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 3 договора). Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к договору (пункт 4 договора).
В приложении N 1 к договору сторонами согласована схема расположения и границ лесного участка, в приложении N 2 - характеристика лесного участка.
Как следует из подпункта "а" пункта 13 договора, арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, договором аренды, кроме того, не препятствовать доступу граждан на участок.
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 29.10.2052 включительно (пункт 26 договора).
По акту приема-передачи (приложение N 5 к договору) лесной участок передан арендатору.
Согласно пункту 5 договора от 22.10.2008 N 49/р арендная плата по договора составляет 95 263 руб. 50 коп. за 2008 год.
Дополнительным соглашением от 18.07.2014 пункт 6 договора изложен в следующей редакции: арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению N 4 к настоящему договору по реквизитам.
Арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами (пункт 7 договора). Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка или за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор (пункт 8 договора).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим договором.
Согласно пункту 20 договора все изменения к настоящему договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением пункта 8 настоящего договора.
Между ООО Кемпинг "Манский плес" (арендатор) и ООО "Дивное место" (новый арендатор) подписан договор уступки прав и обязанностей на находящийся в государственной собственности земельный участок от 15.10.2015, согласно пункту 1.1 которого, арендатор передает, а новый арендатора принимает права и обязанности по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р, дополнительному соглашению N 1 от 18.07.2014 г. к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р, дополнительному соглашению N 2 от 30.03.2015 к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р. Свойства арендуемого лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 1,9 га, расположен: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 2, 9, 10, 16, 28, 37 с кадастровым номером 24:46:1203002:65, предоставляемый для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1.2 договора).
Договор уступки прав и обязанностей на находящийся в государственной собственности земельный участок от 15.10.2015 прошел государственную регистрацию 03.12.2015.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.07.2019 земельный участок с категорией земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности, кадастровый номер 24:46:1203002:65, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, 03.12.2015 зарегистрировано право аренды заявителя со сроком действия с 16.12.2008 на 44 года.
В материалы дела представлен график внесения арендной платы на 2020 год по договору, согласно которому: 16.03.2020 - 1 квартал, арендная плата 50 304 руб., 15.06.2020 - 2 квартал, арендная плата 50 304 руб., 15.09.2020 - 3 квартал, арендная плата 50 304 руб., 15.12.2020 - 4 квартал, арендная плата 50 303 руб. 99 коп.
Истец обратился в Министерство с заявлением от 17.06.2020 вх. N 86-11315, в котором просил предоставить ему как арендатору отсрочку по оплате арендных платежей на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 по договору аренды от 22.10.2008 N 49/р.
Письмом от 01.09.2020, полученным ответчиком 08.09.2020, истец просил заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 22.10.2008 N 49/р, которым предоставить отсрочку по внесению арендной платы за 2 и 3 кварталы.
Письмом от 04.09.2020 N 215ж-2020 Красноярская природоохранная прокуратура сообщила, что Министерством 10.06.2020 в адрес ООО "Дивное место" направлен ответ на письмо вх. N86-11244 от 16.06.2020, при этом ответ на письмо от 17.06.2020, содержащий те же самые вопросы, до настоящего времени не направлен. С учётом вышеизложенного Красноярской природоохранной прокуратурой в адрес министерства направлено письмо о необходимости принятия мер.
В подтверждение оплаты арендной платы по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р за 4 квартал 2020 года в материалы дела представлено письмо от Гурьянова А.А. о зачислении платежей в счет арендной платы, чек по операции СберБанка от 17.09.2020 на сумму 41 368 руб. 44 коп., от 17.09.2020 на сумму 8 935 руб. 56 коп.
Не получив от ответчика согласия на подписание дополнительного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с требованием с учетом принятого в судебном заседании 19.11.2020 уточнения о понуждении ответчика к заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р следующего содержания:
"1. Министерство лесного хозяйства Красноярского края предоставляет обществу с ограниченной ответственностью "Дивное место" (ИНН 2463233503, ОГРН 1112468077424) освобождение от арендной платы по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 (2 квартал 2020 года) в размере 50 304 руб.
2. Министерство лесного хозяйства Красноярского края предоставляет обществу с ограниченной ответственностью "Дивное место" (ИНН 2463233503, ОГРН 1112468077424) отсрочку по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 (3 квартал 2020 года) в размере 50 304 руб. (из которых 41 368 руб. 44 коп. в федеральный бюджет, 8 935 руб. 56 коп. в бюджет субъекта РФ). Отсроченная сумма подлежит уплате в следующие сроки:
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 06 коп. - в федеральный бюджет, 1 116 руб. 95 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.03.2021;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 06 коп. - в федеральный бюджет, 1 116 руб. 95 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.06.2021;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 06 коп. - в федеральный бюджет, 1 116 руб. 95 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.09.2021;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 06 коп. - в федеральный бюджет, 1 116 руб. 95 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.12.2021;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 05 коп.- в федеральный бюджет, 1 116 руб. 94 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.03.2022;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 05 коп.- в федеральный бюджет, 1 116 руб. 94 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.06.2022;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 05 коп.- в федеральный бюджет, 1 116 руб. 94 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.09.2022;
- 6 288 руб. (из которых 5 171 руб. 05 коп. - в федеральный бюджет, 1 116 руб. 94 коп. - в бюджет Красноярского края) оплата производится не позднее 15.12.2022."
В судебном заседании 11.12.2020 истец устно уточнил исковые требования, указав, что в случае если суд придет к выводу об отсутствии оснований для освобождения истца от оплаты арендных платежей за 2 квартал 2020 года, то предоставить рассрочку по оплате арендных платежей за 2 квартал 2020 года по графику, аналогичному как за 3 квартал 2020 года.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 101, 106, 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 01.04.2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции N 2, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 года (ответ на вопрос N 3), с учетом того, что деятельность ответчика входит в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, пришел выводу о наличии условий, установленных Требованиями, для предоставления отсрочки уплаты арендной платы, и удовлетворил требования ООО "Дивное место" о заключении дополнительного соглашения к договору аренды. Вместе с тем судом первой инстанции не установлено оснований для освобождения арендатора от уплаты арендных платежей в период с 01.04.2020 по 01.07.2020.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как правильно установлено судом первой инстанции, отношения сторон по настоящему делу возникли из договора аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р, регламентированы Лесным кодексом Российской Федерации и главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о понуждении ответчика к заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439.
Предметом исковых требований по настоящему делу является спор, возникший между истцом и ответчиком в процессе заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 22.10.2008 N 49/р об освобождении и отсрочке по внесению арендной платы за 2 и 3 квартал 2020 года.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 74, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, учитывая Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" и распоряжение Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, обоснованно указал, что лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края, является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Доводы ответчика о том, что он не является уполномоченным органом по предоставлению отсрочки по арендной плате, отклоняются судебной коллегий.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации является основанием для предоставления отсрочки уплаты арендной платы либо уменьшения ее размера, а не освобождением от уплаты арендных платежей в полном размере.
Анализ приведенной нормы права позволяет сделать вывод о том, что в силу прямого указания на арендодателя возложена обязанность заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку предусмотренной в 2020 году арендной платы, если договор аренды недвижимого имущества был заключен до момента введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования). Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 06.04.2020 и в Собрании законодательства Российской Федерации 13.04.2020 N 15 (часть IV), статья 2293.
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка).
Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений (пункт 2 Требований).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичное толкование приведенных норм права дано Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном 30.04.2020 Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении истца - ООО "Дивное место", имеются следующие сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
- сведения об основном виде деятельности: 79.11 Деятельность туристических агентств;
- сведения о дополнительных видах деятельности: 55.20 Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания; 55.30 Деятельность по предоставлению мест временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах; 55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания; 56.30 Продажа напитков; 68.20.2. Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; 71.11. Деятельность в области архитектуры; 71.12.45 Инженерные изыскания в строительстве; 79.90.1 Деятельность по предоставлению туристических информационных услуг; 79.90.2 Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг; 79.90.3 Деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием; 93.29.9 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.04.2020 N Д13и-11577 "Об утвержденном перечне пострадавших отраслей" каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2, структура которых отражает отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX). В случае, если в перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, входит: физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт: деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (Код ОКВЭД 2 - 93), деятельность физкультурно-оздоровительная (Код ОКВЭД 2 - 96.04), деятельность санаторно-курортных организаций (Код ОКВЭД 2 - 86.90.4), деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма: деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (Код ОКВЭД 2 - 79), гостиничный бизнес: деятельность по предоставлению мест для временного проживания (Код ОКВЭД 2 - 55).
Таким образом, отнесение истца в силу осуществляемой им деятельности к соответствующей отрасли, российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, подтверждается материалами дела.
Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец имеет право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, поскольку является арендатором недвижимого имущества, закрепленного на праве собственности за Российской Федерацией, и осуществляет деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Положения действующего законодательства, предусматривающие меры поддержки, исходя принципа равенства участников гражданских правоотношений, подлежат применения не только в отношении арендаторов помещений, находящихся в публичной собственности, но и в отношении лиц, которым по договору аренды переданы в пользование лесные участки.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии условий, установленных Требованиями для предоставления отсрочки уплаты арендной платы, и удовлетворил требования ООО "Дивное место" о заключении дополнительного соглашения к договору аренды.
Кроме того, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе аналогичные доводы не принимаются судебной коллегией, поскольку сделаны без учета правовой позиции вышестоящей судебной инстанции, сформулированной в вопросе N 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного 30.04.2020 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.
Обстоятельства, относящиеся к наличию или отсутствию у истца статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, вопреки позиции Министерства, не имеют правового значения при разрешении судом вопроса о предоставлении отсрочки от внесения арендной платы. Ключевым критерием для предоставления такой отсрочки является осуществление арендатором деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции
Доводы истца о том, что общество должно быть освобождено от уплаты платежей за 2 квартал 2020 года со ссылкой на подпункт "б" пункта 1 Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", которым предусмотрено освобождение арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, от уплаты арендных платежей с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020, подлежит отклонению апелляционным судом, как необоснованный.
Из материалов дела следует, что в рамках рассмотрения заявленных требований истец уточнял иск. В соответствии с требованиями истца в новой редакции просил освободить его от уплаты арендных платежей за 2 квартал 2020; при отсутствии оснований для такого освобождения истец просил предоставить рассрочку по оплате арендных платежей за 2 квартал 2020 по графику, аналогичному графику 3 квартала.
Таким образом, требования истца носили альтернативный характер, предусматривающий выбор соответствующих мер поддержки по усмотрению суда с учетом положений действующего законодательства. В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что решение суда соответствует заявленным требованиям в части одного из предложенных вариантов разрешения спора - отсрочки платежа.
Следовательно, доводы истца сводятся к несогласию с выбором судом мер поддержки, подлежащим применению в рамках настоящего спора.
Между тем, из материалов дела следует, что спор между ООО "Дивное место" и Министерством возник в связи с отказом ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды относительно отсрочки платежа. В своих обращениях ООО "Дивное место" настаивало именно на таких мерах поддержки, с заявлениями об освобождении от арендной платы истец не обращался. В связи с отказом Министерства предоставит отсрочку соответствующий спор передан на разрешение в арбитражный суд.
Поскольку дело подлежало рассмотрению с учетом характера возникшего спора и имевшихся разногласий (в порядке, предусмотренном статьей 452 ГК РФ), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спор подлежит разрешению исходя из первоначально испрашиваемых ООО "Дивное место" мер поддержки в пределах заявленных исковых требований.
Кроме того, названное Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р адресовано Росимуществу и предусматривает предоставление соответствующих мер в отношении лиц, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом основных и дополнительных видов экономической деятельности по состоянию на 01.04.2020.
Поскольку стороной договора аренды выступает Министерство, а доказательств указывающих на то, что при обращении за поддержкой ООО "Дивное место" ссылалось на наличие у субъекта малого и среднего предпринимательства, в деле не имеется, соответствующие доводы подлежат отклонению.
С учетом изложенного, доводы заявителей апелляционных жалоб подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены или изменения решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца. Государственная пошлина уплачена при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2020 года по делу N А33-26181/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26181/2020
Истец: ООО "ДИВНОЕ МЕСТО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ