город Иркутск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А78-2995/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "321 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 февраля 2021 года по делу N А78-2995/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "321 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027501149488, ИНН 7536033272; далее - учреждение, ФГКУ "321 ВКГ") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079; далее - УФК по Забайкальскому краю, казначейство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления N 19-1/50 от 09.01.2020 в частях 2 и 9 требований указанного представления.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению учреждения, судами не учтено, что по первому эпизоду (выдача авансом за неотработанное время денежных средств врачу Фоминой Н.И.) на момент ревизии Фоминой Н.И. в 2019 году перечислены в доход федерального бюджета 122 627 рублей 25 копеек; учреждением принимаются меры по возмещению дебиторской задолженности. По второму эпизоду (командировочные расходы) финансирование на командировочные расходы поступило в конце 2017 года. В связи с тем, что в начале 2018 года сотрудников необходимо было направлять в командировки, то денежные средства, доведенные финансированием в 2017 году, использованы на аналогичные расходы 2018 года.
Казначейством отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФК по Забайкальскому краю в отношении учреждения проведена выездная ревизия, по результатам которой установлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2018 году, о чем составлен акт выездной ревизии от 29.11.2019.
По итогам рассмотрения акта проверки казначейством в отношении учреждения вынесено представление N 19-1/50 от 09.01.2020, пунктом 2 которого установлено, что учреждением допущено образование дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2019 вследствие необоснованного выплаченной авансом заработной платы физическому лицу Фоминой Н.И. в сумме 769 495 рублей 22 копейки за фактически неотработанное время за 2018 год, в размере, превышающем фактически начисленную заработную плату по первичным документам.
В силу пункта 9 указанного представления установлено, что учреждением допущено использование денежных средств на командировочные расходы сотрудников, доведенных в соответствии с финансированием на 2017 год, на аналогичные расходы 2018 года.
Согласно представлению N 19-1/50 от 09.01.2020 на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 68 Правил N 1092 ФГКУ "321 Госпиталь" необходимо:
- продолжить устранять бюджетные нарушения путем взыскания неправомерно выплаченных денежных средств с должностного лица; отчитаться о размере взысканных денежных средств в доход федерального бюджета не позднее 31.12.2020, а также принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения (эпизод по Фоминой Н.И.),
- вернуть в доход федерального бюджета средства 2017 года, использованные на аналогичные расходы 2018 года в общей сумме командировочных расходов и иных выплат 638 207 рубль 01 копейку, а также принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения в течение 30 календарных дней со дня получения представления.
Полагая, что указанное представление по оспариваемым эпизодам противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральное казначейство, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Полномочия казенного учреждения установлены статьей 162 БК РФ, данная норма закона не предусматривает право казенного учреждения (получателя средств федерального бюджета) предоставлять сотрудникам данного учреждения денежные средства, выделяемые учреждению из федерального бюджета. Денежные средства, выдаваемые сотрудникам учреждения, в том числе и авансовые выплаты, без предоставления оправдательных документов должны быть возвращены в федеральный бюджет по завершению финансового года.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, судами установлено, что ФГКУ "321 ВКГ" является казенным учреждением; денежные средства, выдаваемые сотрудникам учреждения, в том числе и авансовые выплаты, без предоставления оправдательных документов, должны быть возвращены в федеральный бюджет по завершению финансового года.
В ходе проверки казначейством выявлен факт частичного добровольного исправления выявленного нарушения; также ходе судебного разбирательства учреждением в материалы дела представлены донесение об устранении нарушений за 2018 год и копии платежных поручений, подтверждающих удержание из заработной платы Фоминой Н.И. в доход бюджета ранее необоснованно выданных денежных средств в размере 146 605 рублей 09 копеек.
Вместе с тем, как правильно указали суды, выявив факт нарушения бюджетного законодательства, УФК по Забайкальскому краю оставляет за собой право контроля выполнения за его устранением. Формулировка пункта 2 резолютивной части представления о необходимости продолжить устранение бюджетного нарушения не нарушает прав и законных интересов учреждения.
Вопреки доводам учреждения о том, что поскольку в начале 2018 года сотрудников необходимо было направлять в командировки, то денежные средства, доведенные финансированием в 2017 году, использованы на аналогичные командировочные расходы 2018 года, в соответствии со статьей 12 БК РФ, пунктом 1 статьи 242 БК РФ, пунктом 2.5.6 Порядка кассового обслуживания использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, неиспользованные денежные средства за 2017 год должны быть возвращены в бюджет в установленном порядке.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не обладает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 февраля 2021 года по делу N А78-2995/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия казенного учреждения установлены статьей 162 БК РФ, данная норма закона не предусматривает право казенного учреждения (получателя средств федерального бюджета) предоставлять сотрудникам данного учреждения денежные средства, выделяемые учреждению из федерального бюджета. Денежные средства, выдаваемые сотрудникам учреждения, в том числе и авансовые выплаты, без предоставления оправдательных документов должны быть возвращены в федеральный бюджет по завершению финансового года.
...
Вопреки доводам учреждения о том, что поскольку в начале 2018 года сотрудников необходимо было направлять в командировки, то денежные средства, доведенные финансированием в 2017 году, использованы на аналогичные командировочные расходы 2018 года, в соответствии со статьей 12 БК РФ, пунктом 1 статьи 242 БК РФ, пунктом 2.5.6 Порядка кассового обслуживания использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, неиспользованные денежные средства за 2017 год должны быть возвращены в бюджет в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2021 г. N Ф02-3698/21 по делу N А78-2995/2020