г. Чита |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А78-2995/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "321 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 февраля 2021 года по делу N А78-2995/2020 по заявлению федерального государственного казенного учреждения "321 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027501149488, ИНН 7536033272; 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Горького, 36) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079; 672000, Забайкальский край, город Чита, Профсоюзная улица, 17) о признании недействительным представления N 19-1/50 от 09.01.2020 в части 2 и части 9 требований,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Фомина Наталья Иосифовна,
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "321 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - Кудрявцева А.А. - представителя по доверенности от 11.02.2021,
от Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю - Мороз Н.Ю. - представителя по доверенности от 11.01.2021,
от третьего лица - не явилась, извещена.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "321 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение или ФГКУ "321 ВКГ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее также - УФК по Забайкальскому краю или Управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), которым просит признать недействительным представление N 19-1/50 от 09.01.2020 в части 2 и части 9 требований указанного представления.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФГКУ "321 ВКГ" Минобороны России обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Отзывов на апелляционную жалобу от Управления и Фоминой Н.И. не поступило.
Представитель ФГКУ "321 ВКГ" Минобороны России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила отказать в ее удовлетворении.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Фомина Наталья Иосифовна явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказов УФК по Забайкальскому краю от 15.10.2019 N 579-о "О назначении плановой выездной проверки Федерального государственного казенного учреждение "321 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации", от 18.10.2019 N 584-о "О внесении изменений в приказ от 15.10.2019 N 579-0, в соответствии с пунктом 26 Плана контрольных мероприятий УФК по Забайкальскому краю на 2019 год в отношении заявителя проведена выездная ревизия.
По результатам проверки составлен Акт выездной ревизии от 29.11.2019 (т. 1 л.д. 42-49), которым установлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности заявителя в 2018 году.
По итогам рассмотрения акта проверки Управлением федерального казначейства по Забайкальскому краю в отношении заявителя вынесено представление N 19-1/50 от 09.01.2020.
Заявитель оспаривает выданное представление в части выводов УФК по Забайкальскому краю по двум эпизодам:
- в нарушение пунктов 1, 3 статьи 242 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункта 1 Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2008 г. N 56н ФГКУ "321 Госпиталь" допущено образование дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2019 года вследствие перечисления авансом заработной платы в сумме 769 495 рублей 22 копеек за фактически неотработанное время за 2018 год, в размере, превышающем фактически начисленную заработную плату по первичным документам (по физическому лицу Фоминой Наталье Иосифовне - пункт 2 представления),
- в нарушение статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункта 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года N 8н, ФГКУ "321 Госпиталь" допущено использование денежных средств, доведенных в соответствии с финансированием на 2017 год, на аналогичные расходы 2018 года (командировочные расходы - пункт 9 представления).
По первому эпизоду (Фомина Н. И.) заявитель указывает, что данное нарушение выявлено по результатам проверки, проведенной в отношении должностных лиц в части соблюдения законодательства о сохранности федеральной собственности и противодействия коррупции. Вынесено представление от 14.05.2018 N 3720, проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что врачу акушеру- гинекологу авансом за неотработанное время выдавались денежные средства в сумме 892 122 рублей 47 копеек. На момент ревизии Фоминой в 2019 году перечислены в доход федерального бюджета 122 627 рублей 25 копеек, таким образом, на момент проведения проверки дебиторская задолженность в оставшейся сумме 769 495 рублей 22 копеек в доход федерального бюджета не перечислена. После проверок из заработной платы Фоминой Н. И. в доход федерального бюджета перечисляются удержанные суммы. Таким образом, заявитель считает, что им принимаются меры по возмещению дебиторской задолженности.
По второму эпизоду (командировочные расходы) заявитель указывает, что финансирование на командировочные расходы поступило в конце 2017 года. В связи с тем, что в начале 2018 года сотрудников необходимо было направлять в командировки, то денежные средства, доведенные финансированием в 2017 году, использованы на аналогичные расходы 2018 года.
Полагая, что данное представление не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о выдаче представления в нарушение требованиями действующего законодательства Российской Федерации правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования учреждения могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования ФГКУ "321 ВКГ" Минобороны России удовлетворению не подлежат.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703 "О Федеральном казначействе" полномочия по осуществлению функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере возложены на органы Федерального казначейства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).
Пунктом 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство осуществляет полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1092 плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
Согласно пункту 29 Правил N 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ Федеральное казначейство, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Право должностных лиц Федерального казначейства (территориальных органов Федерального казначейства) выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, закреплено в пункте 2 статьи 269.2 БК РФ, пункте 10 Правил N 1092 (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 68 Правил N 1092 Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Как следует из материалов дела, согласно представлению N 19-1/50 от 09.01.2020 на основании статей 269.2, 270.2 БК РФ, пункта 68 Правил N 1092 ФГКУ "321 Госпиталь" заявителю необходимо:
- продолжить устранять бюджетные нарушения путем взыскания неправомерно выплаченных денежных средств с должностного лица. Отчитаться о размере взысканных денежных средств в доход федерального бюджета не позднее 31 декабря 2020 года, а также принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения (эпизод по Фоминой),
- вернуть в доход федерального бюджета средства 2017 года, использованные на аналогичные расходы 2018 года в общей сумме командировочных расходов и иных выплат 638 207 рублей 10 копейки, а также принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения в течение 30 календарных дней со дня получения представления.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Пунктом 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 06 июня 2008 года N 56н установлено, что в соответствии со статьей 242 БК РФ исполнение федерального бюджета завершается в части:
- кассовых операций по расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета - 31 декабря текущего финансового года;
- зачисления в федеральный бюджет поступлений завершенного финансового года, распределенных в установленном порядке управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, и их отражения в отчетности об исполнении федерального бюджета завершенного финансового года - в первые пять рабочих дней очередного финансового года;
- зачисления в федеральный бюджет поступлений завершенного финансового года, распределенных в установленном порядке управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, и их отражения в отчетности об исполнении федерального бюджета завершенного финансового года - в первые пять рабочих дней очередного финансового года.
ФГКУ "321 Госпиталь" считает, что не наделено полномочиями по возмещению в доход федерального бюджета неправомерно использованных бюджетных средств за счет средств учреждения, такое возмещение средств в доход федерального бюджета будет осуществляться по мере удержания средств из заработной платы сотрудника (Фоминых Н.И.), то есть в течение неопределенного длительного срока.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, ФГКУ "321 Госпиталь" является казенным учреждением, в соответствии со статьей 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Полномочия казенного учреждения установлены статьей 162 БК РФ, данная норма закона не предусматривает право казенного учреждения (получателя средств федерального бюджета) предоставлять сотрудникам данного учреждения денежные средства, выделяемые учреждению из федерального бюджета. Денежные средства, выдаваемые сотрудникам учреждения, в том числе и авансовые выплаты, без предоставления оправдательных документов должны быть возвращены в федеральный бюджет по завершению финансового года.
В ходе проверки казначейством выявлен факт добровольного исправления выявленного нарушения частично на сумму 122 627 рублей 25 копеек.
В ходе судебного разбирательства в материалы дела представлены: донесение об устранении нарушений за 2018 год, копии платежных поручений, подтверждающих удержание из заработной платы Фоминой Н.И. в размере 146 605 рублей 09 копеек в доход бюджета ранее необоснованно выданных денежных средств.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции считает, что выявив факт нарушения бюджетного законодательства, УФК по Забайкальскому краю оставляет за собой право контроля выполнения за его устранением. Формулировка пункта 2 резолютивной части представления о необходимости продолжить устранение бюджетного нарушения, по мнению суда, не нарушает прав и интересов заявителя.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в данной части.
ФГКУ "321 Госпиталь" просило признать недействительным пункт предписания N 19-1/50 от 09.01.2020, которым установлен факт списания дебиторской задолженности за 2017 год подотчетных лиц в общей сумме 638 207 рублей 10 копеек на расходы, возникшие на основании приказов о направлении в командировку в 2018 году. Учреждением допущено использование денежных средств, доведенных в соответствии с финансированием на 2017 год, на аналогичные расходы 2018 года.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, статьей 12 БК РФ предусмотрено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета (пункт 3).
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2.5.6 Порядка кассового обслуживания использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года N 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет N 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что неиспользованные денежные средства за 2017 год должны быть возвращены в бюджет в установленном порядке, возможность использования на аналогичные расходы на последующий год заявителем не подтверждена.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 февраля 2021 года по делу N А78-2995/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2995/2020
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "321 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Фомина Наталья Иосифовна