город Иркутск |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А19-900/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Железняк Е.Г., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска Махняевой В.В. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства финансов Иркутской области и муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года по делу N А19-900/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523, г. Иркутск, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - министерство финансов) о взыскании 2 178 653 рублей убытков, связанных с погребением 173 умерших, личность которых установлена, в период с января по декабрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития), муниципальное образование город Иркутск в лице администрации города Иркутска (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2020 года решение и постановление отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела предприятие уточнило исковые требования, просило взыскать убытки с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в размере 1 841 329 рублей 38 копеек за счет казны Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. С Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу предприятия взыскано 1 095 564 рубля 02 копейки убытков, 18 690 рублей 74 копейки судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми актами судов первой и апелляционной инстанций, министерство финансов и предприятие обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
По мнению министерства финансов, возмещение расходов на погребение умерших не относится к расходным обязательствам Иркутской области в лице министерства финансов; министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку возмещение стоимости услуг по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Иркутской области в лице министерства социального развития как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели.
Предприятие в кассационной жалобе и дополнениях к ней указывает на неправильное применение судами норм материального права (Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении)). По мнению предприятия, расходы на погребение подлежат возмещению согласно тарифам, установленным в пунктах 7.1, 8.1 приложения N 1 к постановлению администрации города Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14) и согласованным со Службой по тарифам Иркутской области.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 16.08.2021, объявлялся перерыв до 23.08.2021, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет".
Определением исполняющего обязанности председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.09.2021 по настоящему делу произведена замена судьи Тютриной Н.Н. в связи с ее длительным отсутствием на судью Железняк Е.Г. Рассмотрение дела на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведено с самого начала.
Министерство социального развития против доводов кассационной жалобы предприятия возразило, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 16.08.2021).
Министерство финансов и администрация о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней, возразил относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе министерства финансов по мотивам письменного отзыва.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Предметом спора является требование специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска о возмещении расходов за оказанные в 2016 году услуги по погребению 173 тел невостребованных умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из отсутствия нормативного согласования органами местного самоуправления стоимости гарантированного перечня похоронных услуг с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом признал иск подлежащим удовлетворению за счет Иркутской области в лице министерства финансов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований являются обоснованными и правомерными, а доводы предприятия подлежащими отклонению в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи возмещаются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 названного Закона.
Перечень услуг, предусмотренных статьей 12 Закона о погребении, аналогичен гарантированному перечню услуг, указанных в статье 9 названного Закона.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что стоимость услуг, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, стоимость услуг предприятия определена на основании приложения N 2 к постановлению администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска" (в редакции от 18.12.2014 N 031-06-1525/14). Указанная в приложении стоимость услуг Службой по тарифам Иркутской области не была согласована.
Следовательно, вывод судов об определении стоимости услуг предприятия, предъявленных за период с января по декабрь 2016 года в пределах минимального размера экономически оправданного уровня нормативных затрат, предусмотренного Федеральным законом от 01.12.2014 N 384 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с учетом районного коэффициента при отсутствии нормативно установленной стоимости услуг, является правомерным.
Доводы министерства финансов о том, что возмещение спорных расходов не относится к расходным обязательствам Иркутской области в лице министерства финансов и оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку возмещение стоимости услуг по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Иркутской области в лице министерства социального развития как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели, подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения. Вместе с тем, органы, осуществляющие возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определены статьей 9 (пункт 3) Закона о погребении, в соответствии с которой такое возмещение производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.
Доказательств выделения министерству социального развития денежных средств для возмещения спорных расходов материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод судов о возмещении предприятию расходов на погребение за счет средств Иркутской области в лице министерства финансов является правомерным.
Несогласие заявителей жалоб с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование ими положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года по делу N А19-900/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что стоимость услуг, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения. Вместе с тем, органы, осуществляющие возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определены статьей 9 (пункт 3) Закона о погребении, в соответствии с которой такое возмещение производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2021 г. N Ф02-4428/21 по делу N А19-900/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4428/2021
18.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2384/20
09.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-900/19
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4063/20
08.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2384/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-900/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-900/19