город Иркутск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А58-348/2021 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Ананьина Г.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2021 года по делу N А58-348/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение "Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1021401066796, ИНН 1435123962, далее - учреждение, Дворец детского творчества) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления N 1/15-2020/397 от 08.12.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2021 года, заявленное требование удовлетворено.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм права. В кассационной жалобе Министерство указывает на отсутствие учреждения в реестре организации отдыха детей и их оздоровления в 2019 году в осенний период, в дополнениях к жалобе ссылается на судебную практику по делам, в которых рассматривалось нецелевое использование средств государственного бюджета Республики (Саха) Якутия.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает ее доводы необоснованными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством финансов Республики Саха (Якутия) приказом N 01-04/0892 от 19.06.2020 назначено проведение камеральной проверки в городском округе "город Якутск" на предмет соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года". В рамках камеральной проверки на основании приказов N 01-04/0974 от 07.07.2020, N 01-04/0999 от 10.07.2020 назначено проведение встречных проверок муниципальных образовательных учреждений городского округа на предмет соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашения о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе в отношении Дворца детского творчества.
При проведении встречной проверки Министерством установлено нецелевое использование учреждением средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 292 505 рублей, а именно остаток субсидии после организации летнего отдыха детей учреждение направило на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 N 01-10/732, что является нарушением пунктов 5.2, 5.9 Порядка расходования субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 09.07.2019 N 588р.
По факту выявленного нарушения, выраженного в нецелевом использовании бюджетных средств, Министерством в отношении учреждения составлен протокол от 10.12.2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением N 1/15.14-2020/423 от 15.12.2020 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 14 625 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходили из недоказанности административным органом объективной стороны правонарушения и оснований для привлечения учреждения к ответственности за нецелевое использование средств государственного бюджета субъекта.
Суд округа полагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не подлежащими отмене по следующим мотивам.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
Порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Судами установлено, что заявитель создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", является муниципальным автономным нетиповым образовательным учреждением.
Статья 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) определяет меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей, а также предусматривает обязанности для организаций отдыха детей и их оздоровления по созданию безопасных условий пребывания детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, соблюдению санитарно-эпидемиологических требований и другие требования, поименованные в пункте 2 статьи 12 указанного закона.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 477 (в ред. 29.01.2019) утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время (далее - Порядок N 477).
Пунктом 3.8 Порядка N 477 Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) определено формировать и вести реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.
Согласно указанному Порядку субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по организации и обеспечению отдыха детей в каникулярное время, в том числе на компенсацию стоимости путевок, оплату минимальной стоимости набора продуктов питания в день, оплату труда педагогических работников оздоровительных учреждений и др.
Одним из условий предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) является наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных образований по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе решать органы местного самоуправления и на исполнение которых предоставляются субсидии (подпункт "в" пункта 2.7 Порядка N 477 приложение N 2).
Таким образом, помимо целей, установленных пунктом 2.1. Порядка N 477, расходные обязательства муниципальных образований, на исполнение которых предоставляются субсидии из государственного бюджета Республики, устанавливаются также муниципальными правовыми актами.
Окружной администрацией г. Якутска в целях создания необходимых условий для обеспечения оздоровления, отдыха и занятости детей в Городском округе "город Якутск", в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 328-3 N 669-ТТТ "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Саха (Якутия)", во исполнение Порядка N 477, вынесено распоряжение от 09.04.2019 N 588р "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории городского округа "город Якутск", которым: Управление образования Окружной администрации г. Якутска определено уполномоченным органом, реализующим проведение детской оздоровительной кампании на территории городского округа "город Якутск"; утверждена норма расходов на питание одного ребенка в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 477 "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления" на 2019 год; средства, предусмотренные в бюджете городского округа "город Якутск" на 2019 год, определены в сумме 19 336 524 рублей 23 копейки согласно приложению N 1; утвержден Порядок расходования субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа "город Якутск" (приложение N 3) (далее - Порядок N 588р).
Согласно Порядку N 588р субсидии предоставляются на основании Соглашений между Окружной администрацией города Якутска и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия): на организацию отдыха детей в каникулярное время (пункт 1.2); средства, полученные в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (пункт 1.5).
Пунктом 2.2. указанного Порядка предусмотрено, что субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выделяемые на софинансирование мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, являются целевыми и предназначены для финансирования следующих мероприятий: оплата минимальной стоимости набора продуктов питания в день (оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей, детские трудовые бригады с дневным пребыванием детей) за исключением лагерей с круглосуточным пребыванием детей - 195 (сто девяносто пять) рублей.
Как установлено судами, приказом от 28.05.2019 N 01-01/13-52а в учреждении был открыт лагерь ОЛДП "Фантазия" при Дворце детского творчества на 160 детей; приказом от 25.10.2019 N 01-01/13-137а в учреждении открыт лагерь во время осенних каникул ОЛДП "Фантазия" при Дворце детского творчества на 250 детей.
Приказом Управления образования Окружной администрации г. Якутска от 15.10.2019 N 01-10/872 утвержден Перечень лагерей дневного пребывания, открываемых в период осенних каникул в муниципальных общеобразовательных учреждениях Городского округа "город Якутск" (пункт 44 МБУ ДОД ДДТ на сумму 292 500 рублей, исходя из количества детей 250 *6 дн.*195 руб.).
12.11.2019 между Управлением образования Окружной администрации г. Якутска и учреждением заключено Соглашение об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время с направлением расходования и срока предоставления субсидии "Возмещение расходов по стоимости минимального набора продуктов питания в оздоровительных лагерях дневного пребывания" на сумму 327 198 рублей, в том числе на сумму 292 500 рублей со сроком предоставления субсидии "ноябрь".
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, учитывая, что учреждение было включено в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году (пункт 475), утвержденный Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) от 27.05.2019 N 01-10/732, срок действия, которого законодательно не регламентирован, принимая во внимание письмо Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 18.12.2020 N 07/01-19/8814, согласно которому включение ОЛДП "Фантазия" при Дворце детского творчества действует в течение года, до 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Санитарно-эпидемиологическим заключением на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), с приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, по результатам исследования и оценки представленных доказательств суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности события вменяемого учреждению правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
При этом суды правомерно исходили из того, что денежные средства, выделенные главным распорядителем бюджетных средств Управлением образования Окружной администрации г. Якутска по Соглашению от 12.11.2019 были израсходованы на возмещение расходов по стоимости минимального набора продуктов питания в оздоровительных лагерях дневного пребывания в сумме 292 500 рублей в ноябре 2019 года, что не свидетельствует о нецелевом использовании средств субсидии.
В данном конкретном случае судами правильно учтено, что возмещение расходов по стоимости минимального набора продуктов питания в оздоровительных лагерях дневного пребывания в сумме 292 500 рублей имело место в каникулярное время - в ноябре 2019 года в целях, предусмотренных муниципальными нормативными актами. Данные расходные обязательства, установленные Порядком N 588р, направлены на финансирование расходов по организации отдыха детей и оплату труда работникам, занятым в организации отдыха детей, на все периоды каникул в 2019 - 2020 учебном году: летний, осенний, зимний и весенний период.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии учреждения в реестре на осенний период, иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, так и государственные (муниципальные) учреждения.
Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законные методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля определены статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к ним отнесены проверки, ревизии, обследования.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 указанного Кодекса).
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверками проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных норм следует, предметом встречной проверки не может являться внутренняя финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка, то есть данное лицо в рассматриваемых правоотношениях не выступает в качестве объекта контроля.
Из установленных судами обстоятельств следует, что встречная проверка учреждения назначена в рамках камеральной проверки муниципального образования, однако в нарушение пункта 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ее предметом обозначена деятельность Дворца детского творчества, не являющего объектом контроля в рамках назначенной камеральной проверки.
Следовательно, Министерством в отношении учреждения в рамках встречной проверки осуществлен сбор доказательств нецелевого использования бюджетных средств с превышением полномочий административного органа.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения учреждения к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, выводы судов о незаконности оспариваемого постановления в связи с недоказанностью Министерством состава административного правонарушения являются правомерными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2021 года по делу N А58-348/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из установленных судами обстоятельств следует, что встречная проверка учреждения назначена в рамках камеральной проверки муниципального образования, однако в нарушение пункта 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ее предметом обозначена деятельность Дворца детского творчества, не являющего объектом контроля в рамках назначенной камеральной проверки.
...
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения учреждения к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2021 г. N Ф02-5527/21 по делу N А58-348/2021