город Иркутск |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А33-1647/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Транспорт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2021 года по делу N А33-1647/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Транспорт" (ОГРН: 1142443001645, ИНН: 2443044730, далее - ООО "Эко-Транспорт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальное Хозяйство" (ОГРН: 1132443001140, ИНН: 2444001970, далее - ООО "ЖКХ", ответчик) о взыскании задолженности по договору N 3 УК-Б от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 037 259 рублей 44 копеек, неустойки в размере 23 844 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2021 года, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 864 382 рублей 88 копеек основного долга, 42 301 рубль 45 копеек неустойки, 19 896 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
ООО "Эко-Транспорт", не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа во взыскании с ответчика начисленного на сумму единого тарифа 20% НДС, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в данной части отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) утвержден с учетом НДС, в связи с чем оказанные по такому тарифу услуги облагаются НДС, а применение судом тарифа для прочих потребителей без учета НДС является ошибочным и необоснованным.
ООО "ЖКХ" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
ООО "Эко-Транспорт" 20.10.2021 заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, при этом данное ходатайство ничем не мотивировано.
Рассмотрев ходатайство, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
В силу требований статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является в данном случае правом, а не обязанностью суда.
Заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, ООО "Эко-Транспорт" никаких доводов в его обоснование не привело.
Поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность принятых по делу судебных актов по имеющимся в материалах дела доказательствам, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, и не наделен полномочиями по исследованию и оценке новых доказательств, позиция заявителя изложена в имеющихся в материалах дела документах и тексте кассационной жалобы, Арбитражный суд полагает возможным рассмотрение дела по имеющимся материалам и не находит оснований для отложения судебного разбирательства на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства ООО "Эко-Транспорт" об отложении рассмотрения дела, кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании задолженности за оказанные услуг по обращению с ТКО, неустойки за просрочку оплаты.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 11.05.2018 N 1/937-од ООО "Эко-Транспорт" присвоен статус регионального оператора Ачинской технологической зоны.
Между ООО "Эко-Транспорт" (региональный оператор) и ООО "ЖКХ" (потребитель) заключен договор от 29.12.2018 N 3УК-Б, в соответствии с пунктом 1.1 которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуг регионального оператора.
Во исполнение указанного договора истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, неоплата которых ответчиком послужила основанием для предъявления в суд настоящего иска.
Стоимость услуг по обращению с ТКО определена истцом исходя из объема оказанных услуг и единого предельного тарифа на услуги регионального оператора с учетом ставки НДС в размере 20%.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО и их объем ответчиком не оспаривается.
Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражные суды исходили из неправомерности применения истцом единого тарифа, увеличенного на сумму НДС.
Данные выводы судебных инстанций являются обоснованными в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственник твердых коммунальных отходов обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ внесены изменения в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 36.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Положения настоящего подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Из системного толкования статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 140-в от 18.09.2020 для потребителей ООО "Эко-транспорт" по Ачинской технологической зоне установлены единые предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, которые действуют с 1.10.2020 по 31.12.2020, в размере 919,65 руб. для прочих потребителей без учета НДС.
Учитывая приведенное законодательство и установленные обстоятельства (утверждение органом регулирования предельного единого тарифа без учета налога), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерным применении истцом при расчете стоимости оказанных услуг за спорный период единого предельного тарифа с учетом НДС.
Выводы арбитражных судов основаны на правильном применении норм материального права.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что тарифы для прочих потребителей утверждены Министерством тарифной политики Красноярского края с учетом НДС, а указаны без учета НДС, признается судом кассационной инстанции несостоятельным как не имеющим нормативного обоснования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2021 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2021 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2021 года по делу N А33-1647/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Из системного толкования статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2021 г. N Ф02-5697/21 по делу N А33-1647/2021