город Иркутск |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А19-27435/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года по делу N А19-27435/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных дел неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Сердюковой Ирине Игоревне (далее - судебный пристав-исполнитель) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением от 05.02.2021 по исполнительному производству N 17631/20/38052-ИП от 03.11.2020.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ИНЦ СО РАН); третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ТУ Росимущества в Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы ТУ Росимущества в Иркутской области ссылается на то, что решение арбитражного суда было исполнено в полном объеме до возбуждения исполнительного производства; судебный акт не содержит сведений о необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка; оснований для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не имеется.
Отзывы на кассационную жалобу представлены не были
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация города Иркутска (далее также - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ТУ Росимущества в Иркутской области о признании незаконным оформленного письмом N 38-СН/19775 от 16.10.2018 решения об отказе в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Иркутск земельных участков с условными номерами N О48 (площадью 5 437,02 м2) и N О48/1 (площадью 202,37 м2), расположенные по адресу: г. Иркутск, Академгородок; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
По настоящему делу решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года, заявленные Администрацией требования удовлетворены в полном объеме, на ТУ Росимущества в Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации в соответствии с нормами действующего законодательства.
До возбуждения исполнительного производства ТУ Росимущества в Иркутской области в адрес судебного пристава-исполнителя направило письмо N 38-СН/13848 от 26.10.2020, в котором сообщило об исполнении судебного акта, направлении в адрес Администрации распоряжения N 38/334-з от 19.11.2020 "О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственность муниципального образования "город Иркутск" и акта приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 38:36:00029:614 с приложением указанных документов.
На основании исполнительного листа серии ФС N 034097639 от 28.09.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 03.11.2020 о возбуждении в отношении ТУ Росимущества в Иркутской области исполнительного производства N 17631/20/38052-ИП, должнику предложено в течении пяти дней с момента получения копии данного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа; ТУ Росимущества в Иркутской области уведомлено о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа.
По результатам рассмотрения представленных с письмом N 38-СН/13848 от 26.10.2020 документов судебный пристав-исполнитель пришел к выводу о неисполнении ТУ Росимущества в Иркутской области в полном объеме вступившего в судебную силу решения суда первой инстанции.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N 17631/20/38052-ИП вынесено постановление от 05.02.2021 о взыскании с ТУ Росимущества в Иркутской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.02.2021, ТУ Росимущества в Иркутской области обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для взыскания исполнительского сбора, правомерности постановления судебного пристава-исполнителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) срок для добровольного исполнения исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор для должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В рамках рассмотрения по настоящему делу заявления Администрации судами было установлено отсутствие у ТУ Росимущества в Иркутской области оснований для принятия решения об отказе в передаче земельных участков, нецелевое использование спорных земельных участков. Судами указано, что при наличии заявления о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную и установлении оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения, испрашиваемые земельные участки подлежат передаче в муниципальную собственность.
В этой связи на ТУ Росимущества в Иркутской области была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.31 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования (далее - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.32 ЗК РФ).
Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 39.32 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ нецелевое использование земельного участка является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
Судами установлено и ТУ Росимущества в Иркутской области не опровергнуто, что решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, предоставленным ИНЦ СО РАН, ТУ Росимущества в Иркутской области не принималось. Указанное обстоятельство на основании положений статьи 11.8 ЗК РФ, статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является препятствием в государственной регистрации прав объекта недвижимости и, в результате, не позволяет оформить переход (передачу) прав на спорные земельные участки.
О наличии обстоятельств, препятствующих принять решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, ТУ Росимущества в Иркутской области заявлено не было, судебным приставом-исполнителем и судами установлено не было.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание указанное выше правовое регулирование, суды правомерно пришли к выводу о неисполнении ТУ Росимущества в Иркутской области решения суда первой инстанции, наличии оснований для взыскания исполнительского сбора.
Нарушение процедуры вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судами не установлено, ТУ Росимущества в Иркутской области о таковом не заявлено. Размер исполнительского сбора назначен в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ.
Таким образом, руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам об отсутствии оснований для освобождении ТУ Росимущества в Иркутской области от взыскания с него исполнительского сбора.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 ЗК РФ, отклоняется судом округа на основании пункта 10 этой же статьи.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы кассационной жалобы проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года по делу N А19-27435/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и ТУ Росимущества в Иркутской области не опровергнуто, что решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, предоставленным ИНЦ СО РАН, ТУ Росимущества в Иркутской области не принималось. Указанное обстоятельство на основании положений статьи 11.8 ЗК РФ, статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является препятствием в государственной регистрации прав объекта недвижимости и, в результате, не позволяет оформить переход (передачу) прав на спорные земельные участки.
...
Нарушение процедуры вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судами не установлено, ТУ Росимущества в Иркутской области о таковом не заявлено. Размер исполнительского сбора назначен в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ.
...
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 ЗК РФ, отклоняется судом округа на основании пункта 10 этой же статьи."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2021 г. N Ф02-5642/21 по делу N А19-27435/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5642/2021
27.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3341/20
26.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3341/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27435/19