г. Чита |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А19-27435/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 по делу N А19-27435/2019 по заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271664025) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН: 1203800000678, ИНН: 3808270980)
заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (664033, г. Иркутск -33, а/я 313)
третье лицо: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН: 1187746579690, ИНН: 9710062939)
о признании незаконным решения,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ответчик, Территориальное управление), оформленное письмом от 16.10.2018 г. N 38-СН/19775 об отказе в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Иркутск земельных участков с условными номерами О48, площадью 5 437,02 кв.м., О48/1, площадью 202,37 кв.м., расположенные по адресу: г. Иркутск, Академгородком; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением суда от 28.01.2020 произведено процессуальное правопреемство, заменен ответчик Межрегиональное Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2020 г. по делу N А19-27435/2019 заявленные требования удовлетворены. Решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 16.10.2018 N 38-СН/19775 об отказе в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Иркутск земельных участков с условными номерами О487, площадью 5 437,02 кв.м., О48/1, площадью 202,37 кв.м., расположенные по адресу: г. Иркутск, Академгородок признано незаконным. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации города Иркутска в соответствии с нормами действующего законодательства.
На принудительное исполнение вышеуказанного решения Арбитражным судом Иркутской области 28.09.2020 г. выдан исполнительный лист серии ФС N 034097639, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по ИО 03.11.2020 в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области возбуждено исполнительное производство N 17631/20/38052-ИП, должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в течении пяти дней с момента получения должником копии постановления. Помимо этого, вышеназванным постановлением Территориальное управление уведомлено, что в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации - 50 000 руб.
В связи с тем, что в установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных дел неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Сердюковой И.И. в рамках исполнительного производства N 17631/20/38052-ИП вынесено постановление от 05.02.2021. о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Полагая, что в рассматриваемом случае имеются основания для освобождения Территориального управления от взыскания исполнительского сбора, должник по исполнительному производству на основании части 6 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об освобождении от исполнительского сбора, указав на добровольное исполнения решения до возбуждения исполнительного производства, о чем 21.01.2021 судебный пристав-исполнитель был проинформирован. О добровольном исполнении решения суда свидетельствует, что Территориальное управление направило 20.11.2020 Распоряжение от 19.11.2020 N 38/334-з "О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" в собственность муниципального образования "город Иркутск" и акты приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 38:36:00029:614.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 по делу N А19-27435/2019, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27435/2019 Территориальным управлением было издано распоряжение от 19.11.2020 N 38/334-з "О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером N 38:36:00029:614 передан в собственность муниципального образования "город Иркутск". Таким образом, решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2020 по делу N А19-27435/2019, вступившим в законную силу 26.08.2020, было исполнено в полном объеме. Территориальный орган не игнорировал требования судебного пристава - исполнителя, злостно и намеренно не уклонялся от своих обязанностей по исполнению судебного акта, в связи с чем, законных оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось, так как требования пристава исполнены добровольно до возбуждения исполнительного производства.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.07.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 АПК РФ, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Четвертый арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования Территориального управления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан принять поступивший исполнительный документ и возбудить исполнительное производство в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
В случае поступления исполнительного документа впервые в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Таким образом, в силу требований Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" основанием для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора являются следующие обстоятельства: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании части 7 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В свою очередь, в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнен им без уважительных причин. При этом обязанность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, лежит на должнике.
Кроме того, в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на принудительное исполнение вышеуказанного решения Арбитражным судом Иркутской области 28.09.2020 г. выдан исполнительный лист серии ФС N 034097639, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по ИО 03.11.2020 в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области возбуждено исполнительное производство N 17631/20/38052-ИП, должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в течение пяти дней с момента получения должником копии постановления. Помимо этого, вышеназванным постановлением Территориальное управление уведомлено, что в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации - 50 000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено сторонам исполнительного производства N 17631/20/38052-ИП в установленные сроки, что заявителем не оспаривалось.
До возбуждения исполнительного производства Территориальное управление в адрес судебного пристава исполнителя направило письмо от 26.10.2020 N 38-СН/13848 "Об исполнении судебного акта", в котором сообщило о направлении в адрес Администрации г. Иркутска Распоряжения от 19.11.2020 N 38/334-з "О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" в собственность муниципального образования "город Иркутск" и акты приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 38:36:00029:614 с приложением указанных документов.
После возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес Территориального управления были направлены требования об исполнении решения суда и предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
Территориальное управление, рассмотрев требование, предупреждение в рамках исполнительного производства N 17631/20/38052-ИП направило 21.01.2021 судебному приставу-исполнителю письмо N 38-СН/257 о том, что Территориальное управление письмом от 26.10.2020 N 38-СН/13848 проинформировало судебных приставов об исполнении судебного акта в рамках исполнительного производства N 17631/20/38052- ИП от 03.11.2020.
Судебный пристав-исполнитель оценив представленные документы (Распоряжение от 19.11.2020 N 38/334-з "О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" в собственность муниципального образования "город Иркутск", акты приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 38:36:00029:614), пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Иркутской области 03.06.2020 г. по делу N А19-27435/2019, вступившее в законную силу, ответчиком в полном объеме не исполнено.
В связи с тем, что в установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных дел неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Сердюковой И.И. в рамках исполнительного производства N 17631/20/38052-ИП вынесено постановление от 05.02.2021. о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Территориальное управление, заявляя об освобождении от исполнительского сбора, указало, что добровольно исполнило решения суда до возбуждения исполнительного производства, о чем 21.01.2021 судебный пристав-исполнитель был проинформирован. О добровольном исполнении решения суда свидетельствует то, что Территориальное управление направило 21.11.2020 Распоряжение от 19.11.2020 N 38/334-з "О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации" в собственность муниципального образования "город Иркутск" и акты приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 38:36:00029:614, тем самым спорные участки были переданы взыскателю.
Судом первой инстанции правомерно не приняты указанные доводы, с указанием на то, что земельные участки, которые должны быть переданы взыскателю, следует образовать (то есть поставить на государственный кадастровый учет) из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614.
Тогда как согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614 установлено ограничение (обременение) в виде постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в пользу ИНЦ СО РАН. Решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Территориальным управлением принято не было.
Как установлено судом первой инстанции, Администрация города Иркутска обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Росреестр) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
В ответ на заявление Администрации города Иркутска, Росреестр в уведомлении от 04.03.2020 N КУВД-001/2021-5830857 сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Основанием для приостановления явилось отсутствие заявления о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
То есть, Росреестр, сообщил, что образование земельных участков будет производиться из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614.
Вместе с тем, в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Решения об отказе и (или) прекращении Территориальным управлением принято не было. Следовательно, передачи спорных земельных участков не произошло.
Согласно позиции Территориального управления, приведенной апелляционному суду, необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка нет, поскольку решение Территориального управления от 16.10.2018 N 38-СН/19775 признано незаконным.
Вместе с тем, данная позиция противоречит положениям статьи 54 Земельного кодекса РФ, в соответствие с которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании вступившего в законную силу судебного акта.
При этом, доводы о том, что письменный отказ от лиц, владеющих на вещном праве спорным земельным участком, в адрес Территориального управления не поступало, также подлежат отклонению, поскольку из положений статей 39.31, 39.32 ЗК РФ следует, что при прекращении прав на земельный участок в связи с наличием оснований для безвозмездной его передачи из федеральной собственности в муниципальную в порядке главы V.5 Земельного кодекса РФ, согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренное статьей 53 ЗК РФ, не требуется.
При этом ссылки в апелляционной жалобе на сформировавшуюся судебную практику также не принимаются апелляционным судом, поскольку указанные дела аналогичными не являются и имеют другие обстоятельства.
Таким образом, учитывая, что до настоящего времени Территориальным управлением установленный императивными нормами земельного законодательства специальный порядок передачи земельных участков в собственность муниципального образования не соблюден, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.06.2020 по делу N А19-27435/2019 должником Территориальным управлением не исполнено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 по делу N А19- 27435/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27435/2019
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5642/2021
27.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3341/20
26.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3341/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27435/19