город Иркутск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А74-12967/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фона Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2021 года по делу N А74-12967/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Подсинская средняя школа" (ИНН 1904003511, ОГРН 1021900522820; далее - учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонного) (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253; далее - пенсионный фонд, фонд) от 02.12.2020 N N 014S19200003547, 014S19200003548, 014S19200003549, 014S19200003550, 014S19200003551 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 декабря 2020 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 февраля 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично, решения фонда N N 014S19200003547, 014S19200003548, 014S19200003549, 014S19200003550 от 02.12.2020 признаны не соответствующими закону; решение фонда N 014S19200003551 от 02.12.2020 признано незаконным в части взыскания суммы штрафа, превышающей 2 000 рублей. По указанным решениям суд первой инстанции обязал пенсионный фонд устранить нарушение прав и законных интересов учреждения путем исключения его обязательств по уплате штрафных санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами в части признания незаконными решений фонда от 02.12.2000 N N 014S19200003547, 014S19200003548, 014S19200003549, 014S19200003550, пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит в указанной части их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из кассационной жалобы, судами в оспариваемой фондом части допущено нарушение толкование частей 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не приняты во внимание положения пункта 2.2 статьи 11 указанного закона в части указания на необходимость представления сведений в отношении каждого застрахованного лица, абзаца 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н). Поскольку в рассматриваемой ситуации сведения о конкретном застрахованном лице представлены учреждением впервые, у страхователя отсутствует право на уточнение и дополнение сведений, что соответствует пункту 40 Инструкции, конкретизирующей положения Федерального закона N 27-ФЗ. Учреждение правомерно привлечено к ответственности.
08.10.2021 в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поступило ходатайство государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (ОГРН 1021900528253, ИНН 1901051556, далее - ОПФР по Республике Хакасия) о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонного) в форме присоединения.
Указанное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку орган, принявший оспариваемые ненормативные правовые акты, реорганизован путем присоединения, правопреемником заявителя кассационной жалобы является государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Учреждением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.10.2020 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за май, июнь, июль, август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, которое отсутствовало в исходных формах.
"Исходные" формы СЗВ-М за май, июнь, июль 2020 года представлены страхователем в Пенсионный фонд в установленный срок.
26.10.2020 фондом составлены акты N N 014S18200003424, 014S18200003425, 014S18200003426, 014S18200003427, в которых зафиксирован факт нарушения страхователем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в отношении одного застрахованного лица: сведения об 1одном застрахованном лице за май, июнь, июль, август 2020 года представлены позже установленного срока - не позднее 15 числа, следующего за отчетным периодом, и предложено привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указана дата рассмотрения акта, акт направлен страхователю почтой и получен 03.11.2020.
По результатам рассмотрения акта фондом 02.12.2020 приняты решения N N 014S19200003547, 14S19200003548, 14S19200003549, 14S19200003550, которыми страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей по каждому решению за непредставление в установленный срок сведений.
Полагая, что указанные решения пенсионного фонда нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что поскольку страхователь самостоятельно выявил и устранил ошибки в исходных сведениях и представил в Пенсионный фонд необходимые корректирующие сведения, правовые для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Пунктами 2 и 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27) предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона.
Таким образом, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, указанной нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как указано в абзаце третьем пункта 40 Инструкции N 211н, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что учреждение самостоятельно выявило ошибки и направило дополняющие формы СЗВ-М до выявления фондом указанного факта.
Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н, на которые ссылается фонд, подлежат применению одновременным с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, и по своей сути выражают несогласие общества с выводами судов.
Оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) его правопреемником: государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2021 года по делу N А74-12967/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н, на которые ссылается фонд, подлежат применению одновременным с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2021 г. N Ф02-5335/21 по делу N А74-12967/2020