город Иркутск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А19-6975/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Барской А.Л.,
судей: Васиной Т.П., Палащенко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2021 года по делу N А19-6975/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, далее - ТУ Росимущества в Иркутской области, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу "Ангарское управление строительства" (ОГРН 1023800516190, ИНН 3801010824, далее - ОАО "АУС", общество, ответчик) о взыскании 951 388 рублей 24 копеек задолженности по арендной плате по договору аренды от 28.04.2007 N 112/07ф за период с 01.09.2014 по 31.12.2015, 73 587 рублей 44 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, ТУ Росимущества в Иркутской области просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судами неправильно применены нормы права и не учтены фактические обстоятельства дела; срок исковой давности был пропущен им по уважительной причине.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако в судебное заседание не явились, своих представителей в суд округа не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.04.2007 между ТУ Росимущества в Иркутской области (арендодатель) и ОАО "АУС" (арендатор) заключен договор N 112/07ф аренды объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении, предметом которого являются помещения: NN 1, 2, 3, 4, 5, 5а в подвале; NN 1, 2, 2а, 2б, 2в, 3, 3а, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10а, 11, 13, 16; часть помещения N 17 (5,5 кв. м); N 21, N 28 на первом этаже двухэтажного шлакоблочного здания по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Октябрьская, 9.
Управление, ссылаясь на наличие у общества задолженности по арендной плате за период с 01.09.2014 по 31.12.2015, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 195, 196, 199, 200, 207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2006 N 445-О).
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43) разъяснено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии со статьей 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Из пункта 6 постановления N 43 также следует, что переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
В рассматриваемом случае, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что требования о взыскании 951 388 рублей 24 копеек долга заявлены истцом за период с 01.09.2014 по 31.12.2015, тогда как с иском в арбитражный суд он обратился только 15.04.2021, что свидетельствует о пропуске срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, правильно применив нормы права, установив пропуск Управлением срока исковой давности, о применении которой заявлено обществом, судами правомерно отказано в удовлетворении иска о взыскании задолженности по договору аренды от 28.04.2007 N 112/07ф за заявленный истцом период и неустойки.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности в связи с реорганизацией федерального органа исполнительной власти и проведение результатов бухгалтерского учета в 2020 году были предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонены им со ссылкой на положения статьи 201 ГК РФ и разъяснения, приведенные в пункте 6 постановления N 43.
Правовых оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2021 года по делу N А19-6975/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Барская |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 6 постановления N 43 также следует, что переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности в связи с реорганизацией федерального органа исполнительной власти и проведение результатов бухгалтерского учета в 2020 году были предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонены им со ссылкой на положения статьи 201 ГК РФ и разъяснения, приведенные в пункте 6 постановления N 43."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 г. N Ф02-5674/21 по делу N А19-6975/2021