город Иркутск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А58-983/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Курникова Владислава Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2021 года по делу N А58-983/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Курников Владислав Анатольевич (ИНН 143300158987, ОГРНИП 304143314600060; далее - ИП Курников В.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1433016549, ОГРН 1051401520500; далее - административный орган, инспекция) об отмене постановления от 30.12.2020 N 14362035800035800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 398 733 рубля 46 копеек в связи с малозначительностью.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами обеих инстанций не были надлежащим образом исследованы и учтены все доводы предпринимателя, а также его ссылки на обширную судебную практику; не дана оценка доводам о несоразмерности и чрезмерности назначенного инспекцией административного наказания; тяжелом материальном положении предпринимателя, обусловленном, в том числе, нестабильной экономической обстановкой в стране в связи с пандемией. Учитывая характер допущенных нарушений, которые сами по себе не несли существенной опасности охраняемым общественным отношениям, и нестабильную экономическую обстановку, штраф не должен превращаться в средство подавления экономической деятельности, в связи с чем предприниматель считает возможным освободить его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности административного правонарушения.
Административным органом представлен отзыв на кассационную жалобу предпринимателя, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 30.06.2019 по 12.03.2020 предприниматель осуществил выплаты иностранным гражданам - нерезидентам Российской Федерации, 19 работниками заработной платы в размере 1 063 289 рублей 23 копейки, минуя счет в уполномоченном банке, что подтверждается: платежными ведомостями выдачи заработной платы, справками о доходах 8 2-НДФЛ за 2019 год, сведениями о персонифицированных данных из расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование за 1 квартал и 1 полугодие 2020 года, информацией, представленной отделом по вопросам миграции ОМВД России по Мирнинскому району от 27.10.2020 N 60-1/619, от 18.10.2020 N 60-1/1876 о подтверждении статуса физических лиц как нерезидентов Российской Федерации.
Постановлением от 30.12.2020 N 14362035800035800004 административного органа предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 398 733 рубля 46 копеек, что составляет 75 процентов суммы незаконной валютной операции.
Не согласившись с постановлениями административного органа, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Суды двух инстанций пришли к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с малозначительностью.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.12.2020 N 14362035800035800003 и постановлению об административном правонарушении от 30.12.2020 N 14362035800035800004 предпринимателю вменяется факт выплаты иностранным работникам, нерезидентам Российской Федерации, заработной платы в валюте Российской Федерации минуя счет в уполномоченном банке.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее -Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются резидентами, иностранные граждане, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, - нерезидентами.
По смыслу подпункта "а" пункта 1, подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ выплата заработной платы резидентом в пользу нерезидента является валютной операцией по отчуждению резидентом в пользу нерезидента и приобретением нерезидентом у резидента валюты Российской Федерации.
Как установлено частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках; юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Поскольку гражданам иностранного государства - нерезидентам, состоящих с предпринимателем в трудовых отношениях, была произведена выплата заработной платы путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств, тогда как такая выплата не отнесена к числу исключений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, предпринимателем осуществлена валютная операция, минуя счета в уполномоченных банках, в нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о наличии в указанных действиях объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что налоговым органом исполнена обязанность по доказыванию наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ; о наличии у предпринимателя реальной возможности обеспечения соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
При назначении наказания административным органом учтены смягчающие обстоятельства, штраф назначен в размере мене минимального размера административного штрафа предусмотренного частью 1 статьи 15.25. КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 постановления N 10 установлено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ; возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность; так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Исходя из характера допущенного предпринимателем административного правонарушения, суды обоснованно указали, что оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено, поскольку предприниматель был привлечен к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения.
При этом согласно абзацу 4 пункта 18.1 постановления N 10 оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2021 года по делу N А58-983/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 18.1 постановления N 10 установлено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ; возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность; так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Исходя из характера допущенного предпринимателем административного правонарушения, суды обоснованно указали, что оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено, поскольку предприниматель был привлечен к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 г. N Ф02-5432/21 по делу N А58-983/2021