город Иркутск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А78-2769/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Утанский" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года по делу N А78-2769/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Забайкальского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Утанский" (далее - СППК "Утанский", кооператив) о взыскании денежных средств в сумме 4 140 000 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, СППК "Утанский" обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
В обоснование кассационной жалобы кооператив указывает на то, что Министерством не соблюдена процедура одностороннего расторжения договора, а именно аннулировано соответствующее требование об одностороннем расторжении договора, следовательно, последствия одностороннего расторжения договора в виде возврата несвоевременно освоенных средств не наступили; непредставление документов, подтверждающих использование денежных средств, не является основанием для их возврата, кроме того заявитель отмечает, что указанные документы были представлены в ходе судебного заседания; требование о возврате фактически освоенной в соответствии с действующим порядком субсидии при отсутствии доказательств недобросовестного поведения кооператива не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также целям создания благоприятных условий развития агропромышленного комплекса на территории Забайкальского края.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Министерством и СППК "Утанский" заявлены ходатайства о проведении судебного заседания и рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителй.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Забайкальского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", во исполнение постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2015 N 321 "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" (далее - Порядок N 321), между Министерством и СППК "Утанский" заключено соглашение N 3 о предоставлении гранта в форме субсидии на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 27.05.2016 (далее - Соглашение).
Из содержания указанного Соглашения следует, что Министерство предоставляет СППК "Утанский" грант с целью реализации проекта по развитию материально-технической базы кооператива путем открытия производства молочной продукции в Чернышевском районе (далее - проект) путем софинансирования расходных обязательств на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета Забайкальского края в размере 4 140 000 рублей.
Факт получения СППК "Утанский" гранта в размере 4 140 000 рублей подтверждается материалами дела.
СППК "Утанский" по состоянию на 01.10.2016, 01.01.2017, 05.04.2017, 01.10.2019, 01.01.2020, 01.04.2020, 01.07.2020, 01.10.2020, 01.01.2021 представлялись Министерству сведения о кооперативе, развивающем материально-техническую базу с помощью средств грантовой поддержки, показателях расходования им средств гранта и финансово-хозяйственной деятельности, а также трудовых ресурсов.
Пунктом 2.3.5 Соглашения установлено, что при наступлении событий, указанных в подпункте 2.2.2 Соглашения (при нарушении условий получения гранта или его нецелевого использования, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств) грантополучатель в течение 20 рабочих дней с даты получения требования обязан перечислить необоснованно полученный грант на счет Министерства.
Требованием от 13.10.2020 N 10-14/538 Министерство сообщило кооперативу о неисполнении пункта 18 Порядка N 321 и пункта 2.3 Соглашения и указало на необходимость возврата средств гранта в размере 4 140 000 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения требования.
Поскольку указанное требование кооперативом исполнено не было, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований Министерства, поскольку доказательств целевого использования средств гранта кооперативом не представлено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат или в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
В период предоставления ответчику гранта в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственного кооператива для развития материально-технической базы, в Забайкальском крае действовал Порядок N 321.
В соответствии с пунктами 18, 20, 21 Порядка N 321 грант должен быть использован его получателем в соответствии с планом расходов на развитие материально-технической базы кооператива в течение 18 месяцев со дня его поступления на расчетный счет получателя гранта. Неиспользованные средства гранта возвращаются в доход бюджета Забайкальского края в течение 30 календарных дней со дня окончания срока его использования.
В течение 1 месяца со дня истечения срока, указанного в пункте 18 настоящего Порядка, получатель гранта должен представить в Министерство документы, подтверждающие полное и целевое использование гранта. Перечень указанных документов утверждается Министерством.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем гранта взятых на себя обязательств либо нецелевого использования получателем гранта полученного гранта Министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанного факта выставляет получателю гранта требование о возврате предоставленного гранта в бюджет Забайкальского края. Получатель гранта в течение 20 рабочих дней со дня получения требования перечисляет средства в доход бюджета Забайкальского края.
В случае неперечисления получателем гранта неиспользованных средств полученного гранта в бюджет Забайкальского края указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, согласно уточненному плану расходов по реализации бизнес-плана проекта, согласованному протоколом N 5 заседания конкурсной комиссии от 25.11.2016, общая сумма расходов за счет средств гранта определена в размере 4 140 000 рублей, в том числе: - 300 000 рублей на приобретение производственного помещения; - 1 200 000 рублей на проведение ремонтных работ в приобретенном помещении, включая работы по его внутренней и внешней отделке, монтаж системы отопления, водоотведения, канализации; - 840 000 рублей на приобретение изотермического фургона; - 1 800 000 рублей на приобретение технологического оборудования для комплектации завода по производству молочной продукции.
Кооператив, являющийся получателем гранта, заключив с Министерством Соглашение от 27.05.2016, принял на себя обязательства обеспечить выполнение его условий, предусмотренных разделом 2.3 и условий Порядка N 321 в частности, обеспечить исполнение плана по увеличению объема сбора и (или) переработки, и (или) сбыта молока, мяса, картофеля, грибов, овощей и плодово-ягодной продукции, включая дикорастущие, в соответствии с направлением его деятельности; создать одно и более новых постоянных рабочих мест на каждые 1,667 млн. рублей грантовой поддержки в кооперативе в году его получения; прирост реализации молока, мяса, картофеля, грибов, овощей и плодовоягодной продукции, включая дикорастущие, собранного кооперативом у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1% в год; использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива; включить приобретаемое за счет гранта имущество в неделимый фонд кооператива; ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Министерство отчет об использовании гранта (приложение N2 к Соглашению).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом соблюдения требований статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к правомерному выводу о доказанности факта нарушения кооперативом условий Соглашения о предоставлении гранта.
Суды обоснованно исходили из того, что кооперативом по договору купли-продажи нежилого здания N 1 от 06.07.2016 приобретено в собственность 1-этажное здание незавершенного строительства (административное здание) по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, с. Утан, ул. Набережная, площадью 136 м2.
Согласно представленному протоколу N 6 общего собрания учредителей СППК "Утанский" от 22.04.2021 в состав неделимого фонда кооператива внесено здание производственного цеха площадью 212,6 м2, расположенное по адресу: с. Утан, ул. Набережная, 61.
Оценивая представленные документы, суды первой и апелляционной инстанций верно отметили, что доказательств, свидетельствующих об увеличении площади объекта недвижимости (со 136 м2 до 212,6 м2), а также об изменении его функционального назначения (с административного здания на производственный цех) кооперативом в материалы дела не представлено, в связи с чем разность в указанных адресах, площадях и назначении таких объектов не позволили достоверно отождествить их, следовательно кооператив не доказал факт внесения в состав неделимого фонда кооператива приобретенного за счет средств гранта производственного помещения.
Относительно переданных в материалы дела договоров подряда и поставки, суды обоснованно указали на то, что они не содержат индивидуализирующих признаков, достоверно указывающих на несение кооперативом приведенных затрат с целью освоения гранта, и которые были бы направлены на осуществление строительно-монтажных работ в отношении приобретенного здания с учетом представленной сметной документации, а также на закуп оборудования для работы производственного цеха по изготовлению молочной продукции; договоры подряда в совокупности с актами сдачи-приемки работ не содержат указание на место осуществления работ или какой-либо привязки к объекту.
В нарушении пункта 2.3.4 Соглашения СППК "Утанский" не представил суду доказательств внесения в неделимый фонд кооператива ванн длительной пастеризации и установки по изготовлению масла, приобретенных по договору поставки N 17 от 05.04.2019 на сумму 1 041 400 рублей. Также кооперативом не подтвержден факт принятия указанного оборудования к бухгалтерскому учету в составе его активов.
Судами обоснованно не приняты во внимание ссылки кооператива на то обстоятельство, что переданные им по договору поручения от 21.12.2016 денежные средства в сумме 2 400 000 рублей в целях приобретения оборудования для нужд кооператива были безвозвратно утрачены, а неполное освоение гранта возникло в результате неправомерных действий третьих лиц, поскольку перечня предполагаемого для приобретения оборудования к такому договору поручения не приведено, а кооперативом по вышеуказанном договору поставки N 17 от 05.04.2019 были закуплены ванны длительной пастеризации и установка для изготовления масла, что не исключает возможности расходования соответствующих средств на те же цели.
Более того, как правильно отметили суды, в дополнительных пояснениях кооператива содержится указание на то, что за счет средств гранта им не были приобретены изотермический фургон и перерабатывающее оборудование.
Согласно материалам дела судом первой инстанции определениями от 15.04.2021, от 29.04.2021, от 20.05.2021 кооперативу предлагалось представить документы в обоснование своих доводов, в том числе первичного учета, подтверждающие полномерное и своевременное освоение сумм гранта в форме субсидии в заявленном размере (приобретение помещения, производственного оборудования, его монтажа и запуска в производство, а также дальнейшую работу и т.д.), что подтвердило бы действительную реализацию проекта по открытию переработки молочной продукции и запуск ее производства.
Вопреки позиции заявителя кассационной жалобы, соответствующих доказательств целевого использования денежных средств и надлежащего исполнения условий Соглашения и Порядка N 321, в материалы дела не представлено. Доказательств возврата субсидии в установленный срок также не представлено.
При наличии данных обстоятельств, учитывая положения пункта 22 Порядка N 321, пункта 2.3.5 Соглашения, суды обоснованно взыскали с кооператива 4 140 000 рублей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 названного Кодекса, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года по делу N А78-2769/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.