г. Чита |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А78-2769/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Утанский" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года по делу N А78-2769/21 по иску Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737) к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Утанский" (ОГРН1167536051870, ИНН 7525006397) о взыскании 4 140 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Казанов А.А.- представитель по доверенности от 02.08.2021, диплом о наличии высшего юридического образования,
от ответчика: Богодухов И.Н.- представитель по доверенности от 01.12.2019, диплом о наличии высшего юридического образования; Томских Д.А. - председатель, полномочия удостоверены выпиской из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Забайкальского края (далее - истец, Минсельхоз Забайкальского края) обратилось в арбитражный суд к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Утанский" (далее - ответчик, СППК "Утанский", кооператив) с иском о взыскании денежных средств в сумме 4 140 000 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 4140000 рублей. Взыскано с сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Утанский" в доход федерального бюджета 43 700 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года по делу N А78-2769/21 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, кооператив не согласен с решением суда первой инстанции по следующим основаниям:
Министерством не соблюдена процедура одностороннего расторжения договора, а именно аннулировано соответствующее требование об одностороннем расторжении договора, следовательно, последствия одностороннего расторжения договора в виде возврата несвоевременно освоенных средств не наступили:
соглашение о предоставлении гранта фактически не расторгнуто, в свою очередь, срок действия соглашения определен пунктом 4.1: "соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения принятых сторонами обязательств";
само по себе не предоставление документов в адрес истца, не является основанием для возврата спорных денежных средств. Более того, п.2.2.1 соглашения предусмотрено право истца запрашивать у ответчика в рамках соглашения документы и осуществлять проверку. В течение пяти лет указанным правом истец не воспользовался.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.07.2021.
Представители ответчика в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключено соглашение N 3 о предоставлении гранта в форме субсидии на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 27.05.2016 (далее - Соглашение).
Данным Соглашением Минсельхоз Забайкальского края предоставляет СППК "Утанский" грант с целью реализации проекта по развитию материально-технической базы кооператива путем открытия производства молочной продукции в Чернышевском районе (далее - проект) путем софинансирования расходных обязательств на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета Забайкальского края в размере 4 140 000 руб., подлежащих возврату лишь в случаях, предусмотренных Соглашением и действующим законодательством.
Пунктом 2.3.5 Соглашения установлено, что при наступлении событий, указанных в его подпункте 2.2.2 (при нарушении условий получения гранта или его нецелевого использования, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств) грантополучатель в течение 20 рабочих дней с даты получения требования обязан перечислить необоснованно полученный грант на счет истца.
Платежными поручениями N 851667 от 30.05.2016 и N 405531 от 29.07.2016 истец перечислил ответчику денежные средства в виде грантовой поддержки для развития материально-технической базы в размере 4 140 000 руб.
Между тем, согласно требованию от 13.10.2020 N 10-14/538, доведенному до ответчика, истец сообщил ему о неисполнении пункта 18 Порядка N 321 и пункта 2.3 Соглашения и указал на необходимость возврата средств гранта в размере 4 140 000 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения требования.
Ввиду оставления ответчиком такого требования без исполнения, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, поскольку Соглашение предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта кооперативу, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
В силу части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 статьи 78 БК РФ).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 БК РФ порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым названного пункта.
Судом первой инстанции установлено, что Порядком предоставления грантов в форме субсидий за счет средств бюджета Забайкальского края на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2015 N 321, и действовавшем в рассматриваемом периоде (далее - Порядок N 321), установлены процедура и условия предоставления, расходования средств грантовой поддержки, а также ответственность за несоблюдение получателем условий, целей и порядка предоставления государственной поддержки в виде гранта и неисполнения условий Соглашения.
Пунктом 2 Порядка N 321 определялось, что грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - грант) передается из бюджета Забайкальского края на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы и государственной программой Забайкальского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", в целях развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Забайкальского края сельскохозяйственной потребительской кооперации, включая:
1) строительство, реконструкцию, модернизацию или приобретение производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке сельскохозяйственных животных и птицы, рыбы и аквакультуры, охлаждению молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей и плодово-ягодной продукции, включая дикорастущие, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
2) приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных зданий, строений, помещений, цехов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных и птицы, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей и плодово-ягодной продукции, включая дикорастущие, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, перерабатываемой и т.д.) продукции и проведение государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции). Перечень указанных оборудования и техники утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
3) приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Перечень указанной техники утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
4) уплату части взносов (не более 8 процентов от общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей и плодово-ягодной продукции, включая дикорастущие, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
При этом приобретаемые за счет гранта транспорт, техника и оборудование должны быть новыми (не бывшими в эксплуатации), произведенными и собранными на территории Российской Федерации, поставлены на баланс кооператива, введены в эксплуатацию (в случае приобретения техники и оборудования, требующего монтажа, установки) и не могут быть отчуждены (продажа, обмен) в течение пяти лет со дня получения гранта без согласования с Министерством.
В соответствии с пунктами 18, 20-22 Порядка N 321 грант должен быть использован его получателем в соответствии с планом расходов на развитие материально-технической базы кооператива в течение 18 месяцев со дня его поступления на расчетный счет получателя гранта. Неиспользованные средства гранта возвращаются в доход бюджета Забайкальского края в течение 30 календарных дней со дня окончания срока его использования.
В течение 1 месяца со дня истечения срока, указанного в пункте 18 настоящего Порядка, получатель гранта должен представить в Министерство документы, подтверждающие полное и целевое использование гранта. Перечень указанных документов утверждается Министерством.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем гранта взятых на себя обязательств либо нецелевого использования получателем гранта полученного гранта Министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанного факта выставляет получателю гранта требование о возврате предоставленного гранта в бюджет Забайкальского края. Получатель гранта в течение 20 рабочих дней со дня получения требования перечисляет средства в доход бюджета Забайкальского края.
В случае неперечисления получателем гранта неиспользованных средств полученного гранта в бюджет Забайкальского края, а также в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящего Порядка, и в сроки, установленные настоящим Порядком, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях получения грантовой поддержки ответчиком были представлены необходимые документы, в том числе: бизнес-план проекта по развитию материально-технической базы СППК "Утанский" путем открытия производства молочной продукции в Чернышевском районе, предполагающего приобретение специализированного оборудования для переработки молока по приведенному перечню стоимостью 3 000 000 руб.; проектную и сметную документацию на капитальный ремонт здания кооператива по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, с. Утан, ул. Набережная, 61 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" 015/04-16 общей стоимостью 2 011 777 руб.
Согласно уточненному плану расходов по реализации бизнес-плана проекта, согласованному протоколом N 5 заседания конкурсной комиссии от 25.11.2016 с учетом отношения председателя кооператива, общая сумма расходов за счет средств гранта определена в размере 4 140 000 руб., в том числе:
- 300 000 руб. на приобретение производственного помещения;
- 1 200 000 руб. на проведение ремонтных работ в приобретенном помещении, включая работы по его внутренней и внешней отделке, монтаж системы отопления, водоотведения, канализации;
- 840 000 руб. на приобретение изотермического фургона;
- 1 800 000 руб. на приобретение технологического оборудования для комплектации завода по производству молочной продукции.
Поскольку документы соответствовали требованиям законодательства, ответчику предоставлена грантовая поддержка для развития его материально-технической базы в размере 4 140 000 руб., с указанием в разделе 2.3 Соглашения на обязательства грантополучателя использовать полученные средства исключительно по целевому назначению и в соответствии с планом расходов по проекту, с его реализацией в течение 12 месяцев со дня поступления гранта (пункты 2.3.1, 2.3.3 Соглашения), с учетом пролонгирования этого срока до 01.10.2019 по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 25.06.2019 (дело N А78-16969/2018).
Пунктом 2.3.4 Соглашения с учетом ранее приведенного пункта 2 Порядка N 321 регламентирована обязанность грантополучателя, в частности, обеспечить исполнение плана по увеличению объема сбора и (или) переработки, и (или) сбыта молока, мяса, картофеля, грибов, овощей и плодово-ягодной продукции, включая дикорастущие, в соответствии с направлением его деятельности; создать одно и более новых постоянных рабочих мест на каждые 1,667 млн. руб. грантовой поддержки в кооперативе в году его получения; прирост реализации молока, мяса, картофеля, грибов, овощей и плодово-ягодной продукции, включая дикорастущие, собранного кооперативом у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1% в год; использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива; включить приобретаемое за счет гранта имущество в неделимый фонд кооператива; ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Министерство отчет об использовании гранта (приложение N 2 к Соглашению).
Из материалов дела также следует, что ответчиком по состоянию на 01.10.2016, 01.01.2017, 05.04.2017, 01.10.2019, 01.01.2020, 01.04.2020, 01.07.2020, 01.10.2020, 01.01.2021 истцу представлялись сведения о кооперативе, развивающем материально-техническую базу с помощью средств грантовой поддержки, показателях расходования им средств гранта и финансово-хозяйственной деятельности, а также трудовых ресурсов.
Оценив представленные СППК "Утанский" первичные документы (договоры, платежные поручения, расходные кассовые ордера, чеки, справки, акты, счета-фактуры), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возврата ответчиком истцу денежных средств в истребованном размере, исходя из следующего.
На основании договора купли-продажи нежилого здания N 1 от 06.07.2016 ответчиком приобретено в собственность 1-этажное здание незавершенного строительства (административное здание) по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, с. Утан, ул. Набережная. Площадь здания составляет 136 м2. Стоимость здания и земельного участка оговорена сторонами и составляет 500 000 руб. Оплата по этому договору произведена ответчиком платежным поручением N 2863 от 13.07.2016.
Между тем, согласно представленному протоколу N 6 общего собрания учредителей СППК "Утанский" от 22.04.2021 в неделимый фонд кооператива внесено здание производственного цеха площадью 212,6 м2, расположенное по адресу: с. Утан, ул. Набережная, 61. Приведенные характеристики этого объекта недвижимости отражены в составе технического плана здания с видом разрешенного использования - производственный цех.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, никаких доказательств, свидетельствующих об увеличении площади объекта недвижимости (со 136 м2 до 212,6 м2), а также об изменении его функционального назначения (с административного здания на производственный цех) кооперативом в материалы дела не представлено, в связи с чем разность в указанных адресах, площадях и назначении таких объектов не позволили достоверно отождествить их.
По переданным ответчиком в дело договорам от 20.09.2016 с Выходцевым В.С. (на поставку товара в сумме 376 000 руб.), от 03.09.2016 со Сверкуновым А.В. (на подрядные работы в сумме 14 000 руб.), от 01.09.2016 с Таскаевой О.А. (на подрядные работы в сумме 122 000 руб.), от 01.09.2016 с Кругловым О.П. (на подрядные работы в сумме 300 000 руб.), от 07.12.2016 с Павловым А.А. (на подрядные работы в сумме 670 000 руб.), от 08.04.2019 N 171 с ООО "Валенсия" (на поставку товаров в суммах 12 132 руб. + 55 000 руб.), от 20.05.2019 с Лоншаковым А.В. (на подрядные работы в сумме 140 000 руб.) с учетом представленных сопутствующих приложений, платежных поручений, расходных кассовых ордеров, товарных чеков, товарных накладных, счетов, счетов-фактур, актов сдачи-приемки работ, судом первой инстанции установлено действительное приобретение кооперативом определенного перечня услуг подряда и товарной продукции.
Вместе с тем, судом обоснованно указано, что каких-либо индивидуализирующих признаков, достоверно указывающих на несение ответчиком приведенных затрат по договорам подряда и поставок продукции с целью освоения гранта, и которые были бы направлены на осуществление строительно-монтажных работ в отношении приобретенного ответчиком здания с учетом представленной сметной документации, а также на закуп оборудования для работы производственного цеха по изготовлению молочной продукции по адресу: Забайкальский край, Чернышевский р-н, с. Утан, ул. Набережная, 61, материалы дела не содержат.
При этом суд первой инстанции правильно руководствовался нормами пунктов 1 и 2 статьи 740 ГК РФ устанавливающих, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что приведенные договоры поставок имеют общие указания на приобретение продукции (окон, дверей, потолков, стаканов, этикеток высечных, запайщика ручного, труб, муфт, хомутов, угольников и т.д.), а договоры подряда в совокупности с актами сдачи-приемки работ к ним - на виды работ (выкапывание траншеи под трубы теплоснабжения, закладка окон, засыпка полов и их заливка, штукатурка стен, изготовление твердотопливного котла и монтаж водонапорной башни, гаража, основного цеха и т.д.) без какой-либо привязки к месту их осуществления и объекту.
При этом факт приобретения оборудования - ванн длительной пастеризации и установки для изготовления масла по договору поставки N 17 от 05.04.2019 на сумму 1 041 400 руб. сам по себе без данных об их принятия кооперативом к учету в составе его активов, а также о внесении такого оборудования в его неделимый фонд, как того требуют положения статей 9, 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ранее приведенный пункт 2 Порядка N 321, значения не имеет, а переданная в дело ответчиком бухгалтерская отчетность за 2019-2020 годы расшифровок активов не содержит, перечень основных средств не раскрыт.
Также обоснованно судом первой инстанции не приняты во внимание ссылки ответчика на то обстоятельство, что переданные им по договору поручения от 21.12.2016 денежные средства в сумме 2 400 000 руб. в целях приобретения оборудования для нужд кооператива были безвозвратно утрачены, а неполное освоение гранта возникло в результате неправомерных действий третьих лиц, поскольку перечня предполагаемого для приобретения оборудования к такому договору не приведено, а ответчиком по вышеуказанном договору поставки N 17 от 05.04.2019 были закуплены ванны длительной пастеризации и установка для изготовления масла, что не исключает возможности расходования соответствующих средств на те же цели.
Более того, как правильно отметил суд, в дополнительных пояснениях ответчика от 08.06.2021 содержится указание на то, что за счет средств гранта им не были приобретены изотермический фургон и перерабатывающее оборудование.
Доводы ответчика, приведенные и апелляционному суду, со ссылкой на статьи 450.1 и 453 ГК РФ о том, что истцом не соблюдена процедура одностороннего расторжения Соглашения, следовательно, оснований для возврата средств гранта по нему нет, обоснованно отклонена судом первой инстанции. Суд правильно указал на отсутствие доказательств исполнения ответчиком обязательств по Соглашению до истребования суммы гранта истцом, поэтому его взыскание обусловлено прямым действием пункта 22 Порядка N 321 и условиями Соглашения (пункт 2.3.5).
Согласно материалам дела судом первой инстанции определениями от 15.04.2021, от 29.04.2021, от 20.05.2021 кооперативу неоднократно предлагалось представить документы в обоснование своих доводов, в т.ч. первичного учета, подтверждающие полномерное и своевременное освоение сумм гранта в форме субсидии в заявленном размере (приобретение здания, производственного оборудования, его монтажа и запуска в производство, а также дальнейшую работу и т.д.), что подтвердило бы действительную реализацию проекта по открытию переработки молочной продукции и запуск её производства.
Соответствующих этим обстоятельствам доказательств ответчиком не представлено.
Согласно доводам апелляционной жалобы, само по себе не предоставление документов в адрес истца, не является основанием для возврата спорных денежных средств. Более того, п.2.2.1 соглашения предусмотрено право истца запрашивать у ответчика в рамках соглашения документы и осуществлять проверку. В течение пяти лет указанным правом истец не воспользовался.
Указанные доводы не принимаются апелляционным судом, поскольку указанная позиция ответчика противоречит условиям Соглашения и пункта 18 Порядка N 321, в соответствие с которыми у получателя гранта установлена прямая обязанность по предоставлению документов, подтверждающих полное и целевое использование гранта.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, при отсутствии доказательств целевого использования денежных средств со стороны ответчика, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности истребования истцом средств гранта в заявленном размере.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июня 2021 года по делу N А78-2769/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2769/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ УТАНСКИЙ