город Иркутск |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А19-22546/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2021 года по делу N А19-22546/2020 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (ОГРН 1133850025100, ИНН 3814997485; далее - ООО "Дары Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" (далее - Комитет) о признании незаконным решения N 418 от 03.12.2020.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования; на Комитет возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления в срок до 20.08.2021.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Согласно доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст), сделав неправильный вывод о том, что осуществляемая обществом деятельность может быть отнесена, в том числе, к сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем, сбор кедровых орехов относится к лесному хозяйству. Суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о том, что действующее законодательство не дает понятия сельскохозяйственной организации, тогда как это понятие дается в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Обществом не доказана связь между сбором кедровых орех в лесной местности и необходимостью использования истребуемого участка сельскохозяйственного назначения, так как для переработки кедровых орехов необходим земельный участок промышленного назначения.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является сбор и заготовка дикорастущих плодов и ягод (ОКВЭД 02.30.12).
06.11.2020 ООО "Дары Сибири" обратилось к мэру Заларинского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения по адресу Иркутская область, Заларинский район, в 3,6 юго-западнее с. Бажир в порядке пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом от 03.12.2020 N 418 Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" сообщил обществу, что для получения земельного участка ООО "Дары Сибири" должно иметь статус крестьянско-фермерского хозяйства или сельскохозяйственной организации.
Не согласившись с указанным решением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество к субъектам, которым предоставляется земельный участок на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не относится, поскольку не является крестьянским (фермерским) хозяйством и не является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений являются одним из видов использования лесов.
Четвертый арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции по мотивам того, что осуществляемая обществом деятельность может быть отнесена, в том числе, к сельскохозяйственной деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 указанного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона; исключения составляют случаи, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Указанной нормой права не ограничивается перечень государственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства, участие в которых для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций является условием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "Дары Сибири" является участником программы "Развитие материально-технической базы для заготовки и (или) переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в Иркутской области" на 2019-2024 годы, являющейся подпрограммой государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и ООО "Дары Сибири" заключено соглашение от 06.05.2020 о предоставлении грантов в форме субсидии на развитие материально-технической базы для заготовки и (или) переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений.
Следовательно, общество является лицом, участвующим в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", который используется для решения различных задач, связанных с классификацией видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением осуществляемых ими основного и дополнительных видов экономической деятельности; обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Основным видом деятельности общества по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц, является сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод (код 02.30.12); дополнительным видом деятельности является выращивание грибов и трюфелей (код 01.13.6), которые относятся к разделу А классификатора - "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство".
Раздел А включает в себя, в том числе, использование растительных и животных природных ресурсов; получение древесины и других растений, животных или продуктов животного происхождения на ферме или в естественной среде обитания.
Таким образом, осуществляемая обществом деятельность может быть отнесена, в том числе, к сельскохозяйственной деятельности.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 3, статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 N 79-р "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности", распоряжением Правительства РФ от 21.08.2019 N 1856-р "Об утверждении перечня продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что юридические лица, основным видом деятельности которых является сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод; дополнительным видом деятельности которых является выращивание грибов и трюфелей, относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям и признаются сельскохозяйственными предприятиями, при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Поскольку Комитетом не были установлены все обстоятельства, требующиеся для принятия решения о предоставления земельного участка обществу, апелляционный суд правомерно признал его выводы, изложенные в оспариваемом письме N 418 от 03.12.2020, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества, обоснованно указал на то, что устранение нарушения прав ООО "Дары Сибири" подлежит путем повторного рассмотрения его заявления.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на пункт 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации и недоказанность обществом связи между сбором кедровых орехов в лесной местности и необходимостью использования истребуемого участка сельскохозяйственного назначения отклоняются, поскольку приведенные основания не были указаны Комитетом в оспариваемом письме N 418 от 03.12.2020.
Кроме того, к сельскохозяйственной продукции пункт 3 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях применения его главы 26.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) относит, в том числе, продукцию растениеводства сельского и лесного хозяйства, конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражный суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2021 года по делу N А19-22546/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.