г. Чита |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А19-22546/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2021 года по делу N А19-22546/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (ОГРН 1133850025100, ИНН 3814997485, адрес: 664011, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, д. 36 Б, оф. III-12-3) к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" (ОГРН 1033801911208, ИНН 3825002290, адрес: 666322, Иркутская обл., Заларинский район, р.п. Залари, ул. Ленина, 103) о признании незаконным решения от 03.12.2020 418
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (ООО "Дары Сибири"), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" (о признании незаконным решения от 03.12.2020 N 418.
Решением суда первой инстанции от 26.04.2021 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует законодательству.
Суд приходит к выводу, что ООО "Дары Сибири" к субъектам, которым предоставляется земельный участок на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не относится, поскольку не является крестьянским (фермерским) хозяйством и не является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства в результате неправильного применения норм материального права и сделал ошибочные выводы, что общество не является сельскохозяйственной организацией участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Представитель Комитета в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Комитет просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 04.06.2021.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 06.11.2020 ООО "Дары Сибири" обратилось к Мэру Заларинского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения по адресу: Иркутская область, Заларинский район, в 3,6 юго-западнее с. Бажир в порядке ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (т. 1, л. 9).
Письмом от 03.12.2020 N 418, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" отказал обществу в предоставлении земельного участка.
В основание принятого решения Комитет сослался, что для получения земельного участка ООО "Дары Сибири" должно иметь статус крестьянско-фермерского хозяйства или сельскохозяйственной организации.
Общество, посчитав, что указанным решением ему отказано в предоставлении земельного участка, что нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пределы рассмотрения настоящего дела ограничены оценкой судом обоснованности (мотивированности) выводов Комитета о наличии оснований для принятия оспариваемого решения. При этом суд применительно к положениям главы 24 АПК РФ, оценивая законность принятого Комитетом решения, не подменяет его, а оценивает только его выводы на предмет их полноты, обоснованности и достаточности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Из указанного следует, что право на получение без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности в аренду вправе получить
крестьянские (фермерские) хозяйства,
сельскохозяйственные организации.
Названные лица вправе получить указанные земельные участки при условии, что
- участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства,
- для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "Дары Сибири", не относится к сельскохозяйственным организациям.
Суд апелляционной инстанции, оценивая данные выводы, исходит из следующего.
ООО "Дары Сибири" является юридическим лицом.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является 02.30.12. Сбор и заготовка дикорастущих плодов ягод.
Дополнительным видом деятельности является 01.13.6 выращивание грибов и трюфелей.
Из анализа "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) следует, что
Код 02.30.12. Сбор и заготовка дикорастущих плодов ягод. 02 Лесоводство и лесозаготовки. Раздел А Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
Код 01.13.6 Выращивание грибов и трюфелей. 01. Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях. Раздел А Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
Раздел А включает:
- использование растительных и животных природных ресурсов, включая выращивание зерновых, содержание и разведение животных;
- получение древесины и других растений, животных или продуктов животного происхождения на ферме или в естественной среде обитания
Из указанного следует сделать вывод, что осуществляемая обществом деятельность может быть отнесена, в том числе к сельскохозяйственной деятельности.
Действительно действующее законодательство не дает понятия сельскохозяйственная организация.
Между тем отдельные вопросы развития сельского хозяйства регулируются, в том числе Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Статьей 3 названного закона установлено, что в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (ч.1).
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признается также, 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ч.2).
Из указанного можно сделать вывод, что сельскохозяйственная организация, это любой хозяйствующий субъект, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Критерии Сельскохозяйственного товаропроизводителя состоят, первое, в том, что такое лицо осуществляет производство сельскохозяйственной продукции ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции.
Вторым критерием признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем является то, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 N 79-р утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности.
Согласно названного перечня, к такой продукции относятся по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - Фрукты и овощи переработанные и консервированные.
При этом, как следует из ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого его развития сельских территорий осуществляется по направлению обеспечения кредитных ресурсов и в частности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из указанного следует, что указанная поддержка осуществляется не всех сельскохозяйственных товаропроизводителей указанных в ст. 3 названного закона, а только с особенностями указанными в ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В частности к таким обязанностям относится то, что такие сельскохозяйственные товаропроизводители должны осуществлять первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2019 N 1856-р утвержден перечень продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" из которого следует, что к такой продукции относятся по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД") - Фрукты и овощи переработанные и консервированные: 10.3 <*>.
<*> Применяется в том числе в отношении продукции, выработанной из пищевых лесных ресурсов, классифицируемых кодами 02.30.40.110, 02.30.40.120, 02.30.40.130, 02.30.40.140, 02.30.40.190.
Согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008):
02.30.40.110 |
Грибы дикорастущие |
02.30.40.120 |
Ягоды дикорастущие |
02.30.40.130 |
Орехи дикорастущие |
02.30.40.140 |
Растения лекарственные |
02.30.40.190 |
Ресурсы лесные пищевые прочие, не включенные в другие группировки. |
Из указанного следует, что юридические лица, основным видом деятельности которых является сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, дополнительным видом деятельности которых является выращивание грибов и трюфелей, относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а, следовательно, признаются сельскохозяйственными предприятиями, при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Учитывая, что ни Комитет в обжалуемом отказе, ни суд первой инстанции не ставили под сомнение, что в доходе общества от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации указанной продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Дары Сибири" является сельскохозяйственным предприятием, в том смысле, что оно осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции.
Еще одним критерием признания лица, субъектом, который вправе приобрести в аренду земельные участки в порядке ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является участие такого лица в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Как следует из материалов дела и указывает общество, в соответствии с основными направлениями государственной поддержки в сере развития сельского хозяйства установленных ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", государственной программой Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы", утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 N 772-пп им было заключено Соглашение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы заготовки и (или) переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений от 06.05.2020 с Министерством сельского хозяйства Иркутской области, что свидетельствует о том, что общество участвует в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
При этом названное Соглашение заключено в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 9 ноября 2017 года N 719-пп "О предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы для заготовки и (или) переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений".
Учитывая указанное, следует признать, что допуск общества к участию на получение грантов подтверждает, что оно осуществляет заготовку дикорастущего сырья в соответствии с правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а, следовательно, участвует в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Действительно, постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 N 772-пп утверждена государственная программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы".
Из указанной программы следует, что Задачами государственной программы является в том числе: 5. Создание благоприятных условий для развития сферы заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, обеспечивающих их рациональное использование и рост занятости сельского населения Иркутской области (Паспорт государственной программы).
Подпрограммой государственной программы является, в том числе: 5. Развитие сферы заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы. (Паспорт государственной программы).
Разделом II Программы установлено, что для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 5) создание благоприятных условий для развития сферы заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, обеспечивающих их рациональное использование и рост занятости сельского населения Иркутской области.
Разделом II Программы установлено, что для достижения заявленной цели и решения поставленных задач в рамках государственной программы предусмотрена реализация следующих подпрограмм: 5) "Развитие сферы заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы.
Приложением N 5 к государственной программе утвержден Паспорт подпрограммы "Развитие сферы заготовки, переработки и сбыта пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы (далее соответственно - подпрограмма, государственная программа).
Разделом 2 Паспорта указанной подпрограммы, установлено, что Государственное регулирование подпрограммы, направленное на достижение ее цели и задач, предусмотрено следующими нормативными правовыми актами:
постановлением Правительства Иркутской области от 9 ноября 2017 года N 719-пп "О предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы для заготовки и (или) переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений".
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что общество является лицом, участвующим в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Учитывая выше изложенное суд апелляционной инстанции считает, что решение Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" от 03.12.2020 N 418 является незаконным, не соответствующим положениям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушающим права и законные интересы общества.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о том, что общество не является сельскохозяйственным предприятием, не является лицом, участвующим в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
При названных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в порядке ст. 270 АПК РФ, как принятом при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права.
Требования общества подлежат удовлетворению, как и апелляционная жалоба.
Статьей 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом, принимая во внимание правовой подход, содержащийся в п. 138 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает, что поскольку Комитет при принятии оспариваемого решения не установил все фактические обстоятельства, требующиеся для принятия соответствующего решения о предоставления земельного участка обществу, устранение нарушения прав общества подлежит путем повторного рассмотрения его заявления.
Взыскать с Комитета в пользу общества понесенные последним судебные расходы в размере 4 500 руб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "26" апреля 2021 года по делу N А19-22546/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать решение Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" (ОГРН 1033801911208, ИНН 3825002290, адрес: 666322, Иркутская обл., Заларинский район, р.п. Залари, ул. Ленина, 103) от 03.12.2020 N 418 незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" путем повторного рассмотрения заявления в срок до 20 августа 2021 года.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район" (ОГРН 1033801911208, ИНН 3825002290, адрес: 666322, Иркутская обл., Заларинский район, р.п. Залари, ул. Ленина, 103) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (ОГРН 1133850025100, ИНН 3814997485, адрес: 664011, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, д. 36 Б, оф. III-12-3) судебные расходы в размере 4 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22546/2020
Истец: ООО "Дары Сибири"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Заларинский район"