город Иркутск |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А19-17903/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года по делу N А19-17903/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299) в размере 27 721 438 рублей 28 копеек и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в размере 2 910 204 рублей 86 копеек.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Проверив законность названных судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах министерства финансов Иркутской области, министерства социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 11 октября 2021 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года по настоящему делу оставил без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 06.10.2021 поступила кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года, поданная в пределах процессуального срока на кассационное обжалование.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит принятые решение и постановление отменить, в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предъявленные к взысканию затраты на обеспечение жилыми помещениями Татаровой Т.Г., вставшей на учет после 01.01.2005, и Ктапбаева С.Т., являющегося малоимущим, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, и отнесение судами данных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации; спорные правоотношения носят межбюджетный характер, и заявленные истцом требования не относятся к гражданско-правовым.
В отзыве на кассационную жалобу 03.11.2021 администрация города Иркутска с изложенными в ней доводами не согласилась, указав на их не состоятельность.
Министерство финансов Иркутской области, министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации в установленном порядке в сети "Интернет".
Кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации рассматривается судом кассационной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 4 и 5 постановления от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснил, что обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
К существенным для дела обстоятельствам могут быть отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 названного Кодекса, допущенные судом кассационной инстанции при принятии судебного акта.
Как следует из материалов дела, Черепанов К.Н., Литвинов Н.Н., Дубов А.А., Табарова Е.А., Герасимова А.С., Ктапбаев С.Т., Тороев А.В., Тороева Н.В., Михайлик И.В., Ольха А.И., Рудых Е.В., Чертовских Я.М., Автина А.В., Кунгуров В.Т., Отмахов А.А., Воробьев В.Н., Узяков С.А., Полякова С.В., Друшляков А.Д., Татарова Т.Г. являются инвалидами, страдающими заболеванием, попадающим под ранее действовавший перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Распоряжениями администрации города Иркутска названные граждане приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда города Иркутска и апелляционным определением Иркутского областного суда на администрацию города Иркутска возложена обязанность предоставить гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенные жилые помещения в городе Иркутске.
Исполняя судебные акты судов общей юрисдикции, администрация города Иркутска предоставила на праве социального найма благоустроенные квартиры Черепанову К.Н., Литвинову Н.Н., Дубову А.А., Табаровой Е.А., Герасимову А.С, Ктапбаеву С.Т., Тороеву А.В., Тороевой Н.В., Михайлик И.В., Ольхе А.И., Рудых Е.В., Чертовских Я.М., Автиной А.В., Кунгурову В.Т., Отмахову А.А., Воробьеву В.Н., Узякову С.А., Поляковой С.В., Друшлякову А.Д., Татаровой Т.Г.
Полагая, что расходы в размере 30 631 643 рублей 14 копеек на приобретение названным гражданам жилых помещений, подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации и средств Российской Федерации, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии у истца права на возмещение Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации убытков в заявленном размере.
Удовлетворяя исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и взыскивая за счет казны Российской Федерации 2 910 204 рубля 86 копеек, суды указали, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, в связи с чем пришли к выводу, что финансирование расходов по предоставлению жилого помещения Татаровой Т.Г., принятой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в числе лиц, страдающих заразной формой туберкулеза, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Возлагая на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанность по возмещению администрации расходов, связанных с исполнением решения суда общей юрисдикции по предоставлению жилого помещения Ктапбаеву С.Т., суды исходили из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, является расходным обязательством Российской Федерации.
Доказательств того, что в спорный период из федерального бюджета выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных мер, Министерством финансов Российской Федерации не представлено.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
Доводы департамента о том, что данный спор носит межбюджетный характер и применение к нему положений статей Гражданского кодекса Российской Федерации об убытках невозможно, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив по существу обоснованность кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации как заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для пересмотра судебных актов по настоящем делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 311, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
отказать Министерству финансов Российской Федерации в удовлетворении кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года по делу N А19-17903/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года по тому же делу применительно к правилам пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", суды пришли к выводу о наличии у истца права на возмещение Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации убытков в заявленном размере.
...
Доводы департамента о том, что данный спор носит межбюджетный характер и применение к нему положений статей Гражданского кодекса Российской Федерации об убытках невозможно, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф02-6377/21 по делу N А19-17903/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6377/2021
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5023/2021
30.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1883/2021
12.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17903/19