г. Чита |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А19-17903/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Желтоухова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Иркутской области, Министерства социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года по делу N А19-17903/2019 по исковому заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Министерству социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986) о взыскании 30 631 643 руб. 14 коп.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Минфин Иркутской области), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин Российской Федерации) (далее - ответчики) с требованием о взыскании убытков, понесенных в связи со льготным обеспечением жилыми помещениями
- с Иркутской области в лице Минфина Иркутской области в размере 27 721 438 руб. 28 коп.;
- с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации в размере 2 910 204 руб. 86 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Взыскано с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Администрации города Иркутска убытки в размере 27 721 438 руб. 28 коп.
Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации города Иркутска убытки в размере 2 910 204 руб. 86 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области обратились с апелляционными жалобами.
Как следует из апелляционной жалобы Министерства социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета. Сам по себе факт принятия администрацией решения о предоставлении льготной категории граждан жилого помещения, не может порождать для Иркутской области обязанности по компенсации стоимости жилья, предоставленного как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий с учетом требований статей 14, 16 Федерального закона N 131-ФЗ и статей 14,19 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно апелляционной жалобе Министерства финансов Иркутской области, предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 ЖК РФ должно производится за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежат отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе указывает, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований и возложения ответственности по финансированию расходов на предоставление жилья гражданам на Российскую Федерацию за счет средств казны РФ, поскольку такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления.
В материалы дела письменные отзывы относительно доводов апелляционных жалоб не поступали.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.04.2021, 15.04.2021, 20.05.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Решениями Кировского районного суда г. Иркутска установлен факт наличия у граждан Черепанова К.Н., Литвинова Н.Н., Дубова А.А., Табаровой Е.А., Герасимова А.С, Ктапбаева С.Т., Тороева А.В., Тороевой Н.В., Михайлик И.В., Ольха А.И., Рудых Е.В., Чертовских Я.М., Автиной А.В., Кунгурова В.Т., Отмахова А.А., Воробьёва В.Н., Узякова С.А., Поляковой С.В., Друшлякова А.Д., Татаровой Т.Г. заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (далее - Перечень), и дающих им право в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на внеочередное предоставление жилых помещений.
На основании этого, а также с учетом того, что данные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на Администрацию города Иркутска была возложена обязанность по предоставлению указанным гражданам во внеочередном порядке по договору социального найма жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям города Иркутска, отвечающих предъявляемым к жилым помещениям требованиям, находящихся в черте города Иркутска. Указанные решения вступили в законную силу.
06.07.2017 Администрацией города Иркутска с МУП "Управление капитального строительства города Иркутска" (далее - Застройщик) был заключен муниципальный контракт N 010-64-699/7 (далее - муниципальный контракт N 1) на участие в долевом строительстве, на основании которого в собственность Администрации города Иркутска были переданы жилые помещения на общую сумму 12 308 257 руб. 17 коп.
В связи с просрочкой Застройщиком исполнения своих обязательств по муниципальному контракту N 1 Администрацией города Иркутска были выплачены денежные средства в размере 11 995 935 руб. 14 коп., что подтверждается платежными поручениями N 2 от 17.08.2017, N 15 от 21.05.2018, а также решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.09.2018 по делу N А19-13348/2018 и платежным поручением N 9 от 18.02.2019.
Также 05.12.2017 между Администрацией города Иркутска и ООО "Иркутская Топливная Компания" заключен муниципальный контракт N 0134300090017000585- 0487934-02/010-64-1422/7 (далее - муниципальный контракт N 2) на участие в долевом строительстве, на основании которого в муниципальную собственность города Иркутска были переданы жилые помещения на общую сумму 18 635 708 руб.
Денежные средства по муниципальному контракту N 2 Администрацией города Иркутска выплачены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 1 от 13.12.2017.
Во исполнение решений Кировского районного суда г. Иркутска жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности города Иркутска на основании муниципального контракта N 1 и муниципального контракта N 2, переданы вышеуказанным гражданам в пользование и владение на основании договоров социального найма.
Администрация города Иркутска, полагая, что расходы в размере 30 631 643 руб. 14 коп. подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, Российской Федерации обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчики обратились в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции верно применил следующие нормы права.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, ненадлежащее исполнение обязательства ответчиком и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и возникшими убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 18.07.2019 N 184- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Закона N 181- ФЗ). Указанные категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Согласно позиции истца, на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска от 27.06.2016 Администрацией города Иркутска принято решение о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, мкр. Березовый, д. 86, кв. 22, Ктапбаеву С.Т., который был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и на льготную очередь в связи с имеющимся у него заболеванием до 01.01.2005, что подтверждается распоряжением председателя Комитета по управлению Свердловским округом от 03.08.2000 N 1231-р.
Таким образом, расходы на приобретение жилого помещения в размере 1 433 182 руб. для Ктапбаева С.Т. должны быть компенсированы за счет федерального бюджета.
Гражданка Татарова Т.Г. состоит на диспансерном наблюдении в Областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" с диагнозом, который соответствует определению "активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза".
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Закон N 77-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 77-ФЗ больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации указанным выше категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В законах Иркутской области не содержится какого-либо дополнительного регулирования по финансированию мер социальной поддержки названных категорий граждан относительно законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации предоставление жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Данная позиция истца согласуется с судебной практикой по аналогичным обстоятельствам (Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 303-ЭС18-10741 по делу N А04-9757/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4926/2018 по делу N А19-2951/2017).
Таким образом, как правильно установлено судом, должником в спорном обязательстве по возмещению убытков, связанных с представлением жилья инвалидам, страдающим заразными формами туберкулеза, является Российская Федерация.
Во исполнение решения суда Татаровой Т.Г. передано в пользование и владение жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Иркутска, на основании договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, пер. Академика Алексея Окладникова, д. 11, кв. 38, от 04.09.2018.
С учетом передаточного акта, а также просрочки исполнения обязательств стоимость предоставленного Татаровой Т.Г. жилого помещения составила 1 477 022 руб. 86 коп.
На основании изложенного, с учетом предоставления жилого помещения Татаровой Т.Г. и Ктапбаеву С.Т. судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в пользу Администрации города Иркутска с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации подлежит взысканию 2 910 204 руб. 86 руб. (1 477 022 руб. 86 коп. + 1 433 182 руб.).
Доводы Управления Федерального казначейства по Иркутской области о выполнении обязательств в части финансирования полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в полном объеме рассмотрены и правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку предметом данного спора является возмещение убытков, понесенных Администрацией города Иркутска при предоставлении жилья гражданам Татаровой Т.Г. и Ктапбаеву С.Т., доказательств возмещения данных расходов Администрации города Иркутска не представлено, на направленную в адрес Министерства финансов Российской Федерации претензию по вопросу возмещения данных расходов, получен отказ в предоставления возмещения.
Доказательств того, что выделенные Иркутской области средства субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные в федеральном бюджете, были распределены в полном объеме в материалы дела не представлены, а также не доказано, что понесенные Администрацией города Иркутска расходы по предоставлению жилых помещений указанным гражданам возмещены в полном объеме.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы в части возможности отказа в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что предоставленные гражданам жилые помещения не выбыли из муниципальной собственности по следующим основаниям.
Так, судом первой инстанции установлено, что жилое помещение, предоставленное Ктапбаеву С.Т., выбыло из муниципальной собственности на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 30.11.2018, что подтверждено представленным в материалы дела соответствующим договором.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, возмещение расходов Администрации города Иркутска на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения лицу, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение третьему лицу, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этим жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами гражданина и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, на 12 жилых помещений из 20-ти предоставленных, заключены договоры на передачу квартир в собственность граждан, что подтверждается приложенными копиями указанных договоров.
В части требований предъявленных к Иркутской области, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне (часть 4 статьи 51 и пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал следующую правовую позицию.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131- ФЗ) (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из системного толкования статьи 17 Закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования и Российской Федерации противоречит статье 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
На основании изложенного, учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расходы фактически понесенных истцом по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат взысканию за счет Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области как уполномоченного лица.
Не согласившись с исковыми требованиями, Министерство финансов Иркутской области представило возражения, указав, что поскольку судебными актами на Администрацию города Иркутска возложена обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан, то оснований для финансирования за счет средств областного бюджета не имеется.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что позиция Министерства финансов Иркутской области не соответствует вышеуказанным нормам закона и противоречит сложившейся практике.
Как указано ранее, из системного толкования статьи 17 Закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Министерством финансов Иркутской области не представлено доказательств, подтверждающих выплату Администрации города Иркутска компенсации за предоставленные жилые помещения Черепанову К.Н., Литвинову Н.Н., Дубову А.А., Табаровой Е.А., Герасимову А.С, Тороеву А.В., Тороевой Н.В., Михайлик И.В., Ольха А.И.. Рудых Е.В., Чертовских Я.М., Автиной А.В., Кунгурову В.Т., Отмахову А.А., Воробьёву В.Н., Узякову С.А., Поляковой СВ., Друшлякову А.Д.
Между тем, в материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что вышеуказанные граждане поставлены учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма после 01.01.2005, имеют заболевания, указанные в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а также представлены доказательства предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы Министерства финансов Иркутской области о необоснованности предоставления гражданину жилого помещения с площадью, превышающей определенную судом площадь, также рассмотрены судом первой инстанции и отклонены как необоснованные.
В силу пунктов 1, 6 статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", действовавшем на момент вынесения решений суда, во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства, с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с частью 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске" утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека. Таким образом, с учетом указанных норм права гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, законодатель обязывает предоставлять отдельное жилое помещение, к которому не может относится комната в общежитии или коммунальной квартире.
Во исполнение решений суда Администрацией города Иркутска гражданам, подпадающим под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 были предоставлены жилые помещения большей площадью, чем предусмотрено по решению Думы г. Иркутска.
Как установлено судом первой инстанции, Решениями Кировского районного суда г. Иркутска на Администрацию города Иркутска возложена обязанность предоставить жилое помещение не менее нормы предоставления жилья для инвалидов, что не исключает возможность предоставления жилого помещения большей площадью.
При этом суд с учетом пояснений истца указал, что фактическое предоставление жилых помещений, в рамках 30 кв.м. невозможно, поскольку на рынке жилья в настоящее время не имеется отдельных квартир менее, либо равных 30 кв.м., о чем представлены справки застройщиков.
Более того, для приобретения жилых помещений для граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, Администрацией города Иркутска были объявлены электронные аукционы на право заключения контракта участия в долевом строительстве.
Предметом муниципального контракта являлось строительство многоквартирного дома, после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию осуществляется передача Администрации города Иркутска жилых помещений площадью не менее 30 кв.м.
Начальная цена муниципального контракта определена и обоснована посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) исходя из стоимости жилого помещения ровно 30 кв.м.
Согласно документации о проведении электронного аукциона на право заключения контракта участия в долевом строительстве аукционы признаны не состоявшимися, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в нем поданы по одной заявке. Единственными участниками, подавшим заявку на участие в аукционе, являлись МУП "УКС г. Иркутска" и ООО "Иркутская топливная компания", заявки которых соответствовала требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. При этом продавцами были предложены часть квартир большей площадью за меньшую цену, определенную аукционной документацией.
На основании изложенного, аукционной комиссией принято решение о заключении контракта на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, по цене, предложенной участником электронною аукциона, но не выше начальной цены контракта. Таким образом, оплата площади жилых помещений свыше 30 кв.м. произведена за счет застройщика.
Администрацией города Иркутска при проведении аукциона были определены площади предоставляемых жилых помещений не менее 30 кв.м. с учетом обязанностей, возлагаемых на нее решениями Кировского районного суда г. Иркутска. Другой возможности приобретения жилых помещений по иной рыночной стоимости и с меньшей площадью у Администрации города Иркутска не имелось.
Судом первой инстанции верно установлено, что Администрация города Иркутска добросовестно исполнила решения суда при осуществлении закупки и предоставила жилые помещения инвалидам, с учетом состояния здоровья и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном объеме означает, что кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2021 года по делу N А19-17903/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17903/2019
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6377/2021
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5023/2021
30.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1883/2021
12.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17903/19