город Иркутск |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А19-8081/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2021 года по делу N А19-8081/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - министерство) о взыскании 6 402 000 рублей убытков, понесенных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области); надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов; предоставление гражданину жилого помещения с превышением нормы предоставления является необоснованным.
Истец в отзыве от 22.11.2021 доводы кассационной жалобы отклонил, указав на их несостоятельность.
Третье лицо поддержало доводы министерства финансов в части несогласия со взысканием убытков с субъекта Российской Федерации (письменный отзыв от 16.11.2021).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Громыко Аркадий Андреевич, Парцевская Татьяна Алексеевна являются инвалидами и страдают заболеванием, подпадающим под перечень заболеваний, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"
Юргенсон Александр Георгиевич является инвалидом и страдает заболеванием, подпадающим под перечень заболеваний, определенный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Распоряжением председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации города Иркутска от 09.09.2009 N 604-02-277/9, приказами начальника департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска от 22.09.2017 N 580-08-00619/16, от 22.01.2018 N 580-08-00119/18 Громыко А.А., Парцевская Т.А., Юргенсон А.Г. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда города Иркутска от 08.10.2018 по делу N 2-3255/2018, от 12.12.2017 по делу N 2-4355/2017, от 28.03.2018 N 2-1180/2018 на истца возложена обязанность предоставить Громыко А.А., Парцевской Т.А., Юргенсону А.Г. во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения в городе Иркутске по договору социального найма.
Исполняя решения суда общей юрисдикции, истцом предоставлены названным гражданам благоустроенные жилые помещения на общую стоимость 6 390 000 рублей (отчеты об оценке от 08.12.2020 N 104/122020, 103/122020, 96/122020). Оплата оценки спорных жилых помещений в размере 12 000 рублей осуществлена из средств бюджета муниципального образования (платежное поручение от 24.12.2020 N 4228).
Полагая, что расходы, связанные с предоставлением благоустроенных жилых помещений гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания и расходы, связанные с их оценкой, подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, предъявленные администрацией к Иркутской области, и взыскивая за счет казны Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области 6 402 000 рублей, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта несения истцом убытков в связи с предоставлением благоустроенных жилых помещений Громыко А.А., Парцевской Т.А., Юргенсону А.Г., вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, и расходов, связанных с их оценкой, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, а доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378, Перечень N 987н).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта федерации (Иркутской области) обязанности по возмещению расходов истца, связанных с предоставлением жилых помещений гражданам
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен. Предоставление Громыко А.А. жилого помещения площадью 34,1 кв. м с учетом права на дополнительную площадь, а также предоставление Парцевской Т.А., Юргенсону А.Г. жилых помещений площадью 24,2 кв. м, 29,4 кв. м не противоречит жилищному законодательству (Решение Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы о привлечении к участию в деле ненадлежащего ответчика подлежат отклонению, поскольку настоящий иск предъявлен к Иркутской области, то есть к лицу, на которое действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению финансирования для приобретения жилья гражданам-инвалидам. Доказательств, подтверждающих факт передачи главному распорядителю финансовых средств для осуществления указанных полномочий, в материалы дела не представлено.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявителя освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2021 года по делу N А19-8081/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф02-6778/21 по делу N А19-8081/2021