город Иркутск |
|
24 декабря 2021 г. |
Дело N А78-2688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судей, осуществляющих организацию видеоконференц-связи, Краснокаменского городского суда Забайкальского края - Яскиной Т.А., Четвертого арбитражного апелляционного суда - Скажутиной Е.Н., при ведении протоколов отдельного процессуального действия помощником судьи Горбуновой А.В., секретарем судебного заседания Володиной М.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Краснокаменском городском суде Забайкальского края представителя акционерного общества "Русатом Инфраструктурные решения" Калининой М.А. (доверенность от 13.08.2021, диплом), в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю Осиповой А.О. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Русатом Инфраструктурные решения" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 мая 2021 года по делу N А78-2688/2021, и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Русатом Инфраструктурные решения" (ОГРН 1117746439480, ИНН 7706757331, г. Москва; далее - АО "РИР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 10.03.2021 по делу N 075/07/3-129/2021, о признании незаконным и отмене предписания от 10.03.2021 по делу N 075/07/3-129/2021, выданного АО "РИР" комиссией Забайкальского УФАС России, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 апреля 2021 года требование заявителя о признании незаконным предписания Управления от 10.03.2021 по делу N 075/07/3-129/2021 выделено в отдельное производство, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Атомэлектрокомплект" (ОГРН 1086317002991, ИНН 6317074490), общество с ограниченной ответственностью (ООО)"Сибтэк" (ОГРН 1152468008395, ИНН 2465121033), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТЕЛЕКОР" (ОГРН 1037704009133, ИНН 7704254928), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АСН" (ОГРН 1146317006450, ИНН 6317104200), общество с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИЗА" (ОГРН1207700222620, ИНН 9719004875).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
АО "РИР" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не дали правовую оценку отсутствию у Общества технической возможности продления срока подачи заявок на участие в закупочной процедуре ввиду того, что при попытке внести изменения в закупочную документацию возникла блокирующая действия организатора закупки ошибка; возникшая в ЕИС ошибка не позволила разместить изменения в закупочной документации, в связи с чем на момент окончания подачи заявок автоматически был предоставлен доступ к поданным заявкам; поскольку размещение измененного извещения на официальном сайте и ЭПТ не состоялось, основания для продления срока приема заявок отсутствовали; опубликование ответа о намерении внести соответствующие изменения не влечет изменения условий закупки.
В отзыве на кассационную жалобу Забайкальское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители АО "РИР" и Забайкальского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.01.2021 заказчиком (АО "РИР" на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на разработку проекта по замене короткозамыкателей и отделителей на выключатели 110 кВ и ЗРУ-10 кВ ГПП-Город для филиала АО "РИР" в г. Краснокаменске (реестровый N 32109928835).
Заказчик в закупочной деятельности руководствуется Федеральным законом N 223-ФЗ, Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (утв. решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37), приказом Госкорпорации "Росатом" от 27.06.2019 N 1/624-П "Об установлении порядка проведения закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства".
На участие в закупке поступило 4 заявки, все допущены к дальнейшему участию в закупке. Победителем закупки признано ООО "Телекор" с ценой заявки: 1 791 240 рублей (протокол заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок и подведению итогов 24.02.2021 N 18132/35/32109928835-2).
В Забайкальское УФАС России 26.02.2021 поступила жалоба ООО "Атомэлектрокомплект" на действия заказчика, организатора торгов при осуществлении закупки N 32109928835, в которой указано, что заказчиком, организатором торгов по результатам рассмотрения запроса общества принято решение о внесении изменений в закупочную документацию (в части изменения срока выполнения работ со 130 до 210 дней), при этом срок подачи заявок не продлен, чем нарушены права ООО "Атомэлектрокомплект" на участие в закупке.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган установил, что 03.02.2021 участник закупки ООО "Атомэлектрокомплект" направило запрос в адрес заказчика, в котором указано, что согласно требованиям закупочной документации срок выполнения работ составляет 130 дней, данный срок включает проведение государственной экспертизы. Как правило, проведение государственной экспертизы и получение положительного заключения занимает от 2 до 4 месяцев. Учитывая необходимость проведения экспертизы, участникам процедуры очевиден факт значительной просрочки при выполнении данного объема работ. Просрочка выполнения работ может повлечь для победителя не только выставление неустойки, но и возможное расторжение Договора с последующим внесением в реестр не добросовестных поставщиков. На основании изложенного просили увеличить срок выполнения работ, а также продлить срок окончания подачи заявок.
08.02.2021 на запрос размещен ответ, из которого следует, что заказчиком будут внесены изменения в Техническое задание (Том 2) и проект договора (Том 1 часть 3 Закупочной документации): срок выполнения работ будет изменен со 130 (ста тридцати) календарных дней на 210 (двести десять) календарных дней".
В разделе "Разъяснения положений документации" заказчиком, организатором закупки замещены файлы "Том 2" и "Том 1 часть 3", пунктом 3.1.1 технического задания которым установлено "Общий срок оказания услуг по договору - не более 210 (двухсот десяти) календарных дней с момента получения Исполнителем уведомления от Заказчика о наступлении отлагательного условия, предусмотренного п. 1.4. Договора. Указанный срок включает в себя сроки согласования с Заказчиком календарного плана услуг (5 рабочих дней), оформление пропусков, выполнение услуг, а также сроки передачи результата услуг и его приемки Заказчиком".
Управлением установлено, что заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию относительно срока оказания услуг, что подтверждается содержанием размещенных 08.02.2021 разъяснений. При этом документация о закупке оставлена в редакции 03.02.2021, срок подачи заявок не продлен. Согласно представленным снимкам экрана 4 (скриншотам) организатор закупки 08.02.2021 и 11.02.2021 делал попытки внести изменения в извещение о закупке в части установления новых сроков закупочной процедуры, в том числе срока подачи заявок - до 06.00 16.02.2021.
Решением Забайкальского УФАС России от 10.03.2021 N 075/07/3-129/2021 жалоба ООО "Атомэлектрокомплект" признана обоснованной (пункт 1). Организатор торгов, заказчик признаны нарушившими часть 11 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ (пункт 2).
АО "РИР" оспорило данное решение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (часть 2). В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос (часть 3).
Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки (часть 11 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Как установлено судами, следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, Обществом в установленном порядке по заявлению участника закупки размещены разъяснения о том, что заказчиком будут внесены изменения в Техническое задание (Том 2) и проект договора (Том 1 часть 3 Закупочной документации): срок выполнения работ будет изменен со 130 (ста тридцати) календарных дней на 210 (двести десять) календарных дней". В разделе "Разъяснения положений документации" заказчиком, организатором закупки замещены файлы "Том 2" и "Том 1 часть 3", пунктом 3.1.1 технического задания которых установлено "Общий срок оказания услуг по договору - не более 210 (двухсот десяти) календарных дней с момента получения исполнителем уведомления от Заказчика о наступлении отлагательного условия, предусмотренного пунктом 1.4. Договора.
Таким образом, поскольку заказчиком принято решение о внесении изменений в закупочную документацию в части срока оказания услуг, в силу прямого указания части 11 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, а также Порядка проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме, являющегося приложением к Единому отраслевому стандарту закупок (Положение о закупке) Госкорпорации "Роскосмос" Общество обязано было разместить такие изменения в единой информационной системе не позднее трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений и продлить срок подачи заявок на участие в закупке.
Однако, в установленный срок такие изменения в документацию о конкурентной закупке внесены не были, закупка была проведена на основании ранее действующей документации, срок подачи заявок на участие в закупке не продлен.
Доводы Общества об отсутствии возможности продления срока подачи заявок ввиду наличия системной ошибки при попытке внести изменения в закупочную документацию, в связи с чем на момент окончания подачи заявок автоматически был предоставлен доступ к поданным заявкам, размещение измененного извещения на официальном сайте и ЭПТ не состоялось, были рассмотрены судами и отклонены обоснованно и мотивированно.
Наличие технической ошибки в ЕИС при попытке размещения изменений в документацию не освобождает от обязанности соблюдения требований Федерального закона N 223-ФЗ и Положения о закупке.
Поскольку размещенные разъяснения и прикрепленные файлы документации о закупке свидетельствуют о принятом заказчиком решении внести изменения, неразмещение этих изменений и непродление срока подачи заявок ввело участника закупки в заблуждение, не позволив подать заявку, а также привело к наличию разночтений между сведениями о сроке оказания услуг в техническом задании, размещенном в разделе "Документы закупки" и техническом задании, проекте договора, размещенном в разделе "Разъяснения положений документации".
Довод о том, что опубликование ответа о намерении внести соответствующие изменения не влечет изменения условий закупки, не может быть принят во внимание с учетом фактического изменения условий документации, о чем свидетельствует заключенный с победителем закупки договор, техническим заданием к которому (приложение N 1) пунктом 3.1.1. раздела 3 общий срок оказания услуг установлен не более 210 дней (л.д. 152 т. 1).
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из определённых статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 мая 2021 года по делу N А78-2688/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, Обществом в установленном порядке по заявлению участника закупки размещены разъяснения о том, что заказчиком будут внесены изменения в Техническое задание (Том 2) и проект договора (Том 1 часть 3 Закупочной документации): срок выполнения работ будет изменен со 130 (ста тридцати) календарных дней на 210 (двести десять) календарных дней". В разделе "Разъяснения положений документации" заказчиком, организатором закупки замещены файлы "Том 2" и "Том 1 часть 3", пунктом 3.1.1 технического задания которых установлено "Общий срок оказания услуг по договору - не более 210 (двухсот десяти) календарных дней с момента получения исполнителем уведомления от Заказчика о наступлении отлагательного условия, предусмотренного пунктом 1.4. Договора.
Таким образом, поскольку заказчиком принято решение о внесении изменений в закупочную документацию в части срока оказания услуг, в силу прямого указания части 11 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, а также Порядка проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме, являющегося приложением к Единому отраслевому стандарту закупок (Положение о закупке) Госкорпорации "Роскосмос" Общество обязано было разместить такие изменения в единой информационной системе не позднее трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений и продлить срок подачи заявок на участие в закупке.
...
Наличие технической ошибки в ЕИС при попытке размещения изменений в документацию не освобождает от обязанности соблюдения требований Федерального закона N 223-ФЗ и Положения о закупке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 декабря 2021 г. N Ф02-7552/21 по делу N А78-2688/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7552/2021
22.09.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1977/2021
03.06.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1977/2021
13.05.2021 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-2688/2021