город Иркутск |
|
24 декабря 2021 г. |
Дело N А58-2230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Самоховца М.А. (доверенность от 29.12.2020 N 271/20, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2021 года по делу N А58-2230/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Госкорпорация "Роскосмос") обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания от 12.03.2021 N 6 Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 92 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" (далее - Постановление N 536), статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вынесение оспариваемого предписания противоречит условиям договора от 28.06.2019 N 125/19 между Правительством Республики Саха (Якутия) и Госкорпорацией "Роскосмос", в котором определены алгоритм и порядок действий по использованию районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, в том числе по эвакуации и утилизации обнаруженных фрагментов отделяющихся частей ракет-носителей из районов их падения; в предписании не указано, какие обязательные требования в области охраны окружающей среды были нарушены Госкорпорацией, Министерством не установлено превышение уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду; актом от 24.12.2020 о проделанных работах в районе падения отделяющейся части ракеты, установлено, что дальнейшие мероприятия по поиску и вывозу фрагмента в зимний период затруднены и будут проведены в весенний период; действующим законодательством допускается негативное воздействие на земельные участки, используемые под районы падения, порядок его устранения определен в Постановлении N 536 и заключаемых на его основании договорах; работы по эвакуации обнаруженного фрагмента проводились в соответствии с условиями договора и были начаты до вынесения предписания; установление в предписании срока эвакуации и утилизации противоречит положениям договора и Плану организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности по трассе запуска космических аппаратов на приполярную орбиту и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей, пускаемых с космодрома "Восточный", утвержденному Правительством Республики Саха (Якутия) и Госкорпорацией "Роскосмос"; Правительством Республики Саха (Якутия), как стороной договора, не направлялись претензии, в том числе в части нарушения сроков утилизации.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Министерство своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Госкорпорации "Роскосмос" в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Госкорпорацией "Роскосмос" 18.12.2020 с космодрома "Восточный" произведен пуск ракеты носителя (РН) "Союз 2 - 16" с космическими аппаратами "OneWeb". Район падения 875 (РП 875) отделяющейся части ракеты - носителя (ОЧРН) "Союз 2 - 16" находится на территории Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
После пуска ракеты носителя в соответствии с приказом Министерства от 08.12.2020 N 1-05/1-751, распоряжением Кобяйской инспекции ГЭН от 14.12.2020 N 76 19.12.2020 проведено экологическое обследование, облет на авиационном транспорте - вертолете территории по поиску отделяющихся частей ракеты носителя и отбору проб.
В работах по поиску фрагментов 19.12.2020 принимали участие Кобяйская инспекция ГЭН, государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский информационно - аналитический центр экологического мониторинга" (ГБУ РС(Я) "РИАЦЭМ"), акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (АО "ЦЭНКИ"), ГКУ PC (Я) "Служба спасения PC(Я)", ФГБУ ЦАС "Хабаровский", администрация МО "Кобяйский улус (район)" PC(Я).
В ходе авиационного обследования обнаружен фрагмент ОЧРН "Союз 2 - 16" - центральный блок 2 ступени - баки окислителя и топливный бак на площади 71,92 кв. м (длина 23 метра 20 см, ширина 3 метра 10 см). Топливные баки обнаружены целиком, имеют повреждения в виде трещин и разрывов. Радиационный фон составляет 0,12 мкЗв/ч. Во время обследования из топливного бака идет характерный запах нефтепродуктов. Внутри топливного бака обнаружен остаток ракетного топлива - "Т-1" керосин. Остаток Т-1 составляет приблизительно 10-15 литров. В связи с этим произведен отбор проб почвы: объединенная с 5 точек с места (площади) падения фрагмента, фоновая проба почвы. Также, произведен отбор объединенной пробы снега с 9 точек с места обнаружения падения фрагмента, фоновая проба снега.
Установлено нарушение пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 35 Федерального закона N 7-ФЗ, статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 19.12.2020 N 93.
Предписанием Министерства от 12.03.2021 N 6 Госкорпорации "Роскосмос" предписано в срок до 02.04.2021 произвести эвакуацию, утилизацию обнаруженного фрагмента ОЧРН "Союз 2 - 1б" - центральный блок 2 ступени - бака окислителя и топливного бака в районе падения. В качестве основания выдачи предписания указан пункт 2.2.2 договора от 28.06.2019 N 125/19 о порядке и условиях эпизодического использования части территории Республики Саха (Якутия) для функционирования районов падения отделяющихся частей космических объектов (ракет).
Госкорпорация "Роскосмос" оспорила данное предписание в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования, в том числе экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон N 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.
Согласно статье 1 этого Закона под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность); благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вредом окружающей среде является негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (статья 34 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Закона N 5663-1 любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду и околоземное пространство.
В силу статьи 92 Земельного кодекса Российской Федерации землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая районы падения отделяющихся частей ракет. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 536 в целях поддержания обороноспособности Российской Федерации и обеспечения космической деятельности для решения социально-экономических, научно-технических и других задач постановило: органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять Министерству обороны Российской Федерации земельные участки для падения отделяющихся частей ракет (далее - районы падения) при проведении пусков ракет с космодромов, полигонов и баз межконтинентальных баллистических ракет Министерства обороны Российской Федерации (пункт 1). Министерству обороны Российской Федерации возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет (пункт 2). Использование районов падения осуществлять в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы. В договорах предусматривать: в том числе, установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды; проведение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет; определение объемов и сроков проведения Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации экологических обследований районов падения и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах этих обследований (пункт 3).
На основании приведённого правового регулирования суд апелляционной инстанции правильно признал обоснованными доводы Госкорпорации "Роскосмос" о том, что действующим законодательством допускается негативное воздействие на земельные участки, используемые под районы падения, а порядок его устранения определен в Постановлении N 536 и заключаемых на его основании договорах.
Вместе с тем, как верно отметил суд апелляционной инстанции, то обстоятельство, что действующим законодательством допускается негативное воздействие на земельные участки, используемые под районы падения, не исключает и, тем более, не ограничивает предусмотренные законом полномочия Министерства в области охраны окружающей среды, в том числе по выдаче предписаний об устранении нарушений законодательства об окружающей среде.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления N 536 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.01.2000 N 11-р "О заключении договоров, связанных с запуском ракет с космодромов и использованием районов падения отделяющихся частей ракет" между Правительством Республики Саха (Якутия) и Госкорпорацией "Роскосмос" заключен договор от 28.06.2019 года N 125/19 о порядке и условиях эпизодического использования части территории Республики Саха (Якутия) для функционирования районов падения отделяющихся частей космических объектов (ракет).
Согласно пункту 2.2.2 данного договора Госкорпорация "Роскосмос" обязана обеспечить в частности, поиск, обнаружение, эвакуацию, утилизацию всех обнаруженных фрагментов ОЧ РН и рекультивацию загрязненных участков в РП с обязательным уведомлением органов местного самоуправления о предстоящем проведении необходимых мероприятий. При этом срок для выполнения этой обязанности не предусмотрен.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе экологического обследования в районах падения отделяющихся частей ракеты Министерством были обнаружены фрагменты ОЧРН (баки окислителя и топливные баки) с остатками ракетного топлива, были взяты пробы почвы и снега, проведена экологическая экспертиза. По результатам исследований в пробах снега установлено превышение содержания ряда химических элементов, что послужило основанием для вывода о нарушении законодательства об окружающей среде. Фрагменты были обнаружены 19.12.2020, на момент вынесения оспариваемого предписания 12.03.2021 отделяющиеся части ракеты в районе падения не эвакуированы и не утилизированы.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что вынесение оспариваемого предписания противоречит условиям договора от 28.06.2019 N 125/19 между Правительством Республики Саха (Якутия) и Госкорпорацией "Роскосмос", и не входит в полномочия Министерства, были рассмотрены судами и отклонены обоснованно и мотивированно.
Судами установлено, что обследование места падения проведено Министерством в рамках полномочий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в области охраны окружающей среды. Оспариваемое предписание было выдано Министерством, в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 03.10.2018 N 39, в связи с необходимостью устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Несмотря на то, что договором от 28.06.2019 N 125/19 сроки эвакуации, утилизации отделяющихся частей ракет-носителей из районов падения не предусмотрены, положения действующего законодательства устанавливают обязанность должностного лица органа государственного контроля (надзора) при установлении каких-либо нарушений в области охраны окружающей среды выдать предписание с указанием срока его исполнения.
Принимая во внимание, что обязанность по эвакуации, утилизации отделяющихся частей ракет-носителей предусмотрена договором от 28.06.2019 N 125/19, оспариваемое предписание не устанавливает иной срок для исполнения указанной обязанности и не возлагает на заявителя дополнительные обязанности, следовательно, не свидетельствуют о нарушении его прав и обязанностей й в сфере экономической деятельности.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, установленный в предписании срок эвакуации и утилизации, не противоречит положениям договора.
Ссылки Госкорпорации "Роскосмос" на то, что в предписании не указано, какие обязательные требования в области охраны окружающей среды были нарушены, и что превышение уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду Министерством не установлено, проверены и не могут быть приняты во внимание.
Как следует из экспертного заключения, составленного по результатам отбора проб в ходе обследования 19.12.2020, в пробе снега с места обнаружения фрагмента ракеты-носителя установлено загрязнение алюминием, кадмием, калием, кальцием, магнием, марганцем, медью, свинцом, натрием, нефтепродуктами, нитрат-ионами, сульфат-ионами, хлорид-ионами, цинком. Содержание названных элементов не соответствует фону - превышение относительно фоновых концентраций.
Отбор и анализ проб снега на участках падения отделяющихся частей ракет-носителей входит в программу экологического мониторинга территории района падения, так как химические вещества, привнесенные в снежный покров извне, при таянии снега поступают именно в почвенный покров и, соответственно, являются потенциальными загрязнителями почвенного покрова.
Следовательно, Госкорпорация "Роскосмос" обязана обеспечить организацию и выполнение в районе падения мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды, что предусмотрено, в том числе, и пунктом 2.2.2 договора от 28.06.2019 N 125/19.
Учитывая изложенное, как установили суды, в целях недопущения загрязнения почвы отделяющимися частями ракет Министерством и выдано оспариваемое предписание.
Доказательства наличия объективных препятствий для исполнения обязанности в установленный предписанием срок (до 02.04.2021), а также подтверждающие обращение заявителя к Министерству за продлением срока, в материалах дела отсутствуют. Более того, суды учли, что согласно акту от 31.03.2021 окончательные работы по эвакуации фрагментов ОЧРН были закончены до 24.03.2021, то есть предписание исполнено.
Таким образом, поскольку административный орган доказал соответствие закону оспариваемого предписания, а заявитель не представил доказательства нарушения названным предписанием его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2021 года по делу N А58-2230/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 92 Земельного кодекса Российской Федерации землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая районы падения отделяющихся частей ракет. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
...
Из материалов дела следует, что на основании Постановления N 536 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.01.2000 N 11-р "О заключении договоров, связанных с запуском ракет с космодромов и использованием районов падения отделяющихся частей ракет" между Правительством Республики Саха (Якутия) и Госкорпорацией "Роскосмос" заключен договор от 28.06.2019 года N 125/19 о порядке и условиях эпизодического использования части территории Республики Саха (Якутия) для функционирования районов падения отделяющихся частей космических объектов (ракет)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 декабря 2021 г. N Ф02-7436/21 по делу N А58-2230/2021