город Иркутск |
|
10 января 2022 г. |
Дело N А33-29768/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Командировой А.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Комбу А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Макаровой Е.А. (доверенность от 14.10.2021, диплом, паспорт), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Скрибиной А.В. (доверенность от 02.12.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Западно-Сибирской транспортной прокуратуры на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2021 года по делу N А33-29768/2020 Арбитражного суда Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 02-3/12-020 от 24.09.2020 о привлечении к административной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ачинская транспортная прокуратура Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 20 мая 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено, постановление Управления признано незаконным.
Управление и Прокуратура обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судом части 1 статьи 7.3, статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы Управление указало, что обращения Общества в федеральные органы исполнительной власти для дачи разъяснений о необходимости получения лицензии не является обстоятельством, исключающим возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно доводам кассационной жалобы Прокуратуры, разъяснениями государственных органов, ссылка на которые приведена в постановлении суда апелляционной инстанции, констатирована лишь законодательная неопределенность вопросов лицензирования пользования недрами для вновь строящихся железнодорожных тоннелей. Несмотря на наличие у ОАО "РЖД" в пользовании участка недр для целей эксплуатации железнодорожного тоннеля, полученного на основаниях и в порядке, действовавшем до введения в действия Закона "О недрах", им не инициирована процедура получения лицензии на пользование участками недр, в связи с чем уполномоченным государственным органом не определены для ОАО "РЖД" условия недропользования в целях обеспечения рационального использования и охраны недр, являющихся исключительной собственностью государства. Данное обстоятельство свидетельствует о виновном поведении ОАО "РЖД". Общество не обращалось в лицензирующий орган - Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу с заявлением о выдаче лицензии на пользование недрами при эксплуатации конкретного тоннеля.
ОАО "РЖД" в отзывах на кассационные жалобы выразило несогласие с доводами кассационных жалоб, считает, что суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины в поведении Общества.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2021 года рассмотрение кассационной жалобы Управления отложено в связи с поступлением в суд округа до даты судебного заседания кассационной жалобы Прокуратуры и рассмотрением вопроса о ее принятии к производству для совместного рассмотрения с кассационной жалобой Управления.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2022 года произведена замена судей в составе судей рассматривающих кассационную жалобу Управления; в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в отпуске судьи Левошко А.Н., а также в отпуске судьи Новогородского И.Б. с последующим уходом его в отставку, судьи Левошко А.Н. и Новогородский И.Б. заменены на судей Загвоздина В.Д. и Шелёмину М.М., в связи с чем кассационная жалоба Управления рассмотрена с самого начала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб Управления и Прокуратуры извещены надлежащим образом, Прокуратура явку в судебное заседание не обеспечила, представителей не направила, в связи с чем, кассационные жалобы рассматривается в отсутствие ее представителей.
В судебном заседании представитель Управления доводы кассационной жалобы поддержал; представитель Общества указал на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения N 18 от 27.02.2020 Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО "РЖД" Красноярской дистанцией по ремонту инженерных сооружений - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" требований законодательства о недропользовании при строительстве объектов железнодорожного транспорта в рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги" в рамках исполнения задания первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2019 N 75/2-23-2019 "О проведении проверки исполнения законодательства об охране и использовании недр".
Проверкой установлено, что в Сводном государственном реестре участков недр и лицензий Российского Федерального Геологического Фонда сведения о наличии у ОАО "РЖД" лицензий на право пользование участками недр, в которых расположены железнодорожные тоннели: "Тоннель N 1" (ст. Кия-Шалтырь, 130 км, ПК 6+82, построен в 1964 году, инвентарный номер 120000000233/0000/7886), "Тоннель N 2" (ст. Кия-Шалтырь, 136 км, ПК 2+47, построен в 1965 году, инвентарный номер 120000000227/0000/7882), "Тоннель N 4" (ст. Кия-Шалтырь, 144 км, ПК 6+99, построен в 1965 году, инвентарный номер 120000000229/0000/7886), отсутствуют.
Согласно акту о выявленных нарушениях от 28.02.2020 установлено, что в нарушение статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 19.1. Положения о лицензировании пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, ОАО "РЖД" осуществляет пользование участками недр, в которых расположены вышеуказанные железнодорожные тоннели без соответствующих лицензий на право пользования участками недр.
Исполняющим обязанности Ачинского транспортного прокурора в отношении ОАО "РЖД" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2020 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ; дело об административном правонарушении передано для рассмотрения по существу в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора вынесено постановление N 02-03/12-020 от 24.09.2020 о признании ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ; назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества вины и состава вменяемого административного правонарушения, исходил из того, что Обществом не приняты исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии вины в поведении Общества и отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии; лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд (статья 11 Закона о недрах, пункт 6.8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1).
В силу статьи 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся к участкам недр местного значения (пункт 2 части первой статьи 2.3 Закона о недрах).
Согласно пункту 3.12 СП 122.13330.2012. Свод правил. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 278, железнодорожный тоннель - это подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожного транспорта в целях преодоления высотных или контурных препятствий, в том числе и в городах.
При этом железнодорожный тоннель исходя из положений статьи 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710, пунктов 3.13, 3.20 СП 238.1326000.2015 Свод правил. Железнодорожный путь, утвержденного приказом Минтранса России от 06.07.2015 N 209, как искусственное сооружение входит в состав железнодорожного пути.
Искусственные сооружения согласно пункту 3.20 СП 238.1326000.2015 - это сооружения, возводимые на пересечениях, с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.
Исходя из изложенного, железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя множество различных сооружений, имеющих как наземные и надземные, так и подземные части.
При этом железнодорожный тоннель является одной из таких подземных частей сооружений, входящих в состав железнодорожного пути.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается отсутствие у него лицензии на право пользования недрами в целях эксплуатации спорных железнодорожных тоннелей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу пунктов 1, 2, 6.2 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочих, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства; осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае Общество, принимая во внимание неопределенность правового регулирования порядка предоставления права пользования недрами с целью строительства и эксплуатации подземных сооружений (железнодорожных тоннелей), обращалось в 2015 году в Минприроды России с соответствующим запросом.
Письмом от 16.11.2015 Минприроды России сообщило Обществу об отнесении железнодорожных тоннелей к объектам федерального значения, об отсутствии у Роснедра полномочий по предоставлению права пользования участками недр для строительства указанных тоннелей, а также указало на то, что законодательством о недрах не предусмотрено получение лицензии на право пользования недрами с целью строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.
Кроме того, после проведения прокурорской проверки в марте 2020 года Общество повторно обратилось в Минприроды России и в Роснедра по вопросу необходимости получения лицензии на право пользования недрами в связи с эксплуатацией транспортных тоннелей для осуществления железнодорожных перевозок.
Письмом от 12.10.2020 Минприроды России вновь сообщило Обществу об отсутствии необходимости оформления лицензий на право пользования недрами в целях строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.
Согласно пунктам 1, 5.3.8, 6.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в том числе по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности.
Письмом от 25.03.2020 Роснедра также указало Обществу на отсутствие у него обязанности в получении лицензии на право пользования недрами для строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей общего пользования, поскольку последние не являются самостоятельными подземными сооружениями в смысле Закона о недрах.
При таких обстоятельствах, Общество добросовестно следовало данным ему письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении законодательства о недрах.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции, учитывая принятые Обществом меры для соблюдения требований действующего законодательства о недрах, полученные им разъяснения уполномоченных органов по данному вопросу, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества вины и отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с чем правомерно признал незаконным оспариваемое постановление.
Выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 декабря 2021 года N 304-ЭС21-22343 по делу N А27-17368/2020.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов апелляционного суда, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2021 года по делу N А33-29768/2020 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 25.03.2020 Роснедра также указало Обществу на отсутствие у него обязанности в получении лицензии на право пользования недрами для строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей общего пользования, поскольку последние не являются самостоятельными подземными сооружениями в смысле Закона о недрах.
При таких обстоятельствах, Общество добросовестно следовало данным ему письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении законодательства о недрах.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции, учитывая принятые Обществом меры для соблюдения требований действующего законодательства о недрах, полученные им разъяснения уполномоченных органов по данному вопросу, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества вины и отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с чем правомерно признал незаконным оспариваемое постановление.
Выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 декабря 2021 года N 304-ЭС21-22343 по делу N А27-17368/2020."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2022 г. N Ф02-6327/21 по делу N А33-29768/2020