город Иркутск |
|
12 января 2022 г. |
Дело N А78-992/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Титяевой О.А. (доверенность от 04.02.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2021 года по делу N А78-992/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "Российской железной дороги") (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (далее - министерство ЖКХ) о признании незаконными отказов в предоставлении субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за III квартал 2020 года в сумме 3 590 352 рублей 93 копеек и за IV квартал 2020 года в сумме 9 108 248 рублей 78 копеек, об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением по заявкам N 3 и N 4 о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за III и IV кварталы 2020 года в указанных выше суммах, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, министерство ЖКХ обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить резолютивную часть обжалуемых судебных актов, поскольку полагает необходимым в данном случае указание на взыскание субсидии из казны субъекта - Забайкальского края в лице главного распорядителя бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 77-80, 123-124, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В заседании суда округа представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела,19.10.2020 ОАО "РЖД" в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" направлены в министерство ЖКХ заявки на получение субсидий на возмещение недополученных доходов N 3 (вх. 3596) на сумму 3 590 352 рубля и N 4 (вх. 3597) на сумму 10 222 159 рублей.
Ответами от 05.11.2020 министерство отказало в предоставлении субсидий по мотиву недостаточности бюджетных ассигнований.
Впоследствии, субсидия в сумму 1 113 730 рублей 60 копеек была выплачена обществу, что подтверждается платежным поручением от 30.12.2020 N 782437.
В оставшейся части субсидии не предоставлены.
Не согласившись с отказами в предоставлении субсидий, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности отказов министерства, на основании чего удовлетворили заявленные требования.
Суд округа считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
Судами правильно применены положения пункта 1 статьи 1, статьи 69, подпункта 2 пункта 2 и пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона Забайкальского края от 19.12.2019 N 1778-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 N 457, постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", учтены правовые подходы, изложенные в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266, пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
На основании указанного выше правового регулирования, по результатам всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды верно исходили из того, что общество правомерно обратилось в министерство ЖКХ с заявками на получение субсидий; указанные субсидии имеют компенсационный характер и целью их выплаты является в рассматриваемом случае возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Судами дана надлежащая правовая оценка приведенной министерством в качестве основания для отказа в выплате субсидий недостаточности бюджетных ассигнований применительно к компенсационному характеру субсидий и целям их выплаты. Поскольку недостаточность бюджетных ассигнований не является предусмотренным законом основанием для отказа в выплате рассматриваемых субсидий, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы министерства ЖКХ не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества.
Таким образом, суды правомерно и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования, с чем суд округа не усматривает оснований не согласиться.
Заявитель кассационной жалобы не оспаривает выводы судов по существу спора, однако полагает необходимым изменить формулировки резолютивной части обжалуемых судебных актов с отражением в ней лица, с которого подлежит взыскание субсидий.
Данная позиция судом кассационной инстанции отклоняется, как основанная на ошибочном толковании норм процессуального права самим заявителем, поскольку настоящее дело исходя из предмета заявленных требований рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как дело об оспаривании ненормативных правовых актов. Как следствие, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" применительно к пункту 3 части 4 статьи 201 вышеуказанного Кодекса правомерно возложена судами на компетентный в рассматриваемых правоотношениях орган - министерство ЖКХ, необоснованно отказавшее в предоставлении субсидии. Министерства ЖКХ, в случае возникновения необходимости, не ограничено в полномочиях по взаимодействию с иными государственными органами в целях исполнения принятых по настоящему делу судебных актов.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2021 года по делу N А78-992/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно применены положения пункта 1 статьи 1, статьи 69, подпункта 2 пункта 2 и пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона Забайкальского края от 19.12.2019 N 1778-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 N 457, постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", учтены правовые подходы, изложенные в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266, пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 января 2022 г. N Ф02-7690/21 по делу N А78-992/2021